Нанизывая гладко причесанные наукообразные формулировки в рассуждениях о концепции молодежной политики в крае, пора признать, что, в общем и целом, состояние и содержание этой группы плавно перетекает из одного психиатрического понятия в другое – дебильность и субдебильность.
И тому есть масса печальных, а порой трагических причин и следствий, начиная от потрепанного генофонда последних восьмидесяти лет и заканчивая хроническим алкоголизмом, о котором еще в восьмидесятые годы было немало сказано, исследовано и спрогнозировано в угрожающей прогрессии.
Тот скромный процент нормы в развитии этой возрастной категории обременен не только закономерной сложностью психологической нестабильности, как следствием становления личности, но и суровой интеллектуальной нагрузкой нашего динамичного времени. Большая же часть этого славного молодого населения нуждается скорей в лечении, в основном в психотерапевтическом диагнозе, и только потом в достижениях культуры и духовных ценностях нации.
В одной из пьес драматурга А. Строганова есть характеристика действующих лиц как нельзя точно определяющая эту обсуждаемую сегодня человеческую категорию: «чернобородые и пестрые, они говорят на незнакомом нам, а потому кажущимся таинственным и злым, языке. Впечатление усиливается чужеродностью их мимики и жестикуляции, сдобренной тяжелыми паузами, полными неземного достоинства и превосходства. Очевидно ведущие свое происхождение от птиц, они, как и прародители их, смотрят на вас бесконечно печально или пронзительно, равно тревожа душу и категорически отрицая всякую возможность симпатии. Их смех, если таковой и существует, присутствует либо в ветхозаветном прошлом, либо и вовсе в ином пространстве». Чем не явление культуры, очень точно определённое как душа народа?
Пока мы не осознаем, что «культура содержательного досуга», которую мы наблюдаем последние годы, требует серьезного медицинского вмешательства как в сфере социально-нравственной, так и в психотерапевтической, мы не поймем, что «формировать у них самодостаточность – умение отделять главное от второстепенного, соизмерять потребности с имеющимися возможностями, нравственность – осознанное чувство собственного достоинства и духовность – стремление к познанию Цели и Смысла жизни», будет очередной трагической нелепостью.
Действительность сегодняшнего дня, на мой взгляд, дает лишь реальную практическую возможность разработать серию программ для поддержки и помощи талантливым и перспективным молодым личностям, хранить и оберегать этот потенциал как драгоценные зерна и единственный капитал нашей многострадальной нации. Это еще мы в состоянии сделать, все остальное - мечты романтика и фантазера.