Featured

НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ – НЕОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Писатель Алексей Резник, г. МоскваЧем отличается настоящий писатель от обычного человека? Он не может не писать. Так же, как композитор не может не писать музыку, художник – картины, а скульптор – ваять. Творчество – это их функция, без этого они существовать не могут. Талант – и счастье, и тяжелый крест. 

 

Они – контактеры, проводники необходимой человечеству истинной информации – в той форме, в которой любой человек способен ее воспринять даже помимо своей воли.

Писатель Алексей Резник пишет всегда и везде. Если у него отнять компьютер, он будет писать ручкой или карандашом на бумаге, пером на папирусе, палочкой на бересте, кварцевым отбойником на скалах. Если он не будет писать, ему просто разорвет мозг и сердце. Он родился таким. Все думают, что он фантаст – даже он сам. А я считаю, что он такой же фантаст, как например, Гоголь.

То, что писатель Резник реально живет в нескольких мирах, ни у кого из читавших его произведения не вызывает ни малейшего сомнения. Придумать эти миры невозможно. И это никакая не фантастика – это миры, параллельные нашему. Они тут и сейчас. Просто мы их не видим, и нам туда хода нет. Более того – мы пересекаемся с обитателями этих миров, но – не осознаем этого. Мы даже можем оказаться среди них. Но если поймем это – мало кто не сойдет с ума. И не потому, что там страшно. А потому, что обычному человеку невыносимо увидеть свою суть такой, какая она есть. И свою жизнь в ее истинном смысле, и реальное состояние общества, в которым мы живем, и нашего мира.

И для того, чтобы мы не сошли с ума, писатель Резник подает эту информацию в жанре фантастики, щедро приправляя ее непостижимой природы юмором и жесткой сатирой. Так работал Салтыков-Щедрин. Так работал Гоголь. Они усердно работали для человечества, подавая ему спасительную информацию во имя сохранения души.

Особенность творчества Резника – постоянная боль, словно он пишет и пишет, и пишет, не останавливаясь, в надежде утолить ее. Боль за человека и общество. За хрупкость любви, за разбитые чаяния людей, за неспособность человека сопротивляться судьбе и справиться со своим характером, за невнимание общества к обездоленным… И боль от того, что зло вечно.

Зло у Резника вселенское. Мы его видим во всей его огромности и бесконечности. Оно пульсирует, оно как голограмма. Оно тщательно старается проникнуть в каждого из персонажей и задушить то доброе, что есть в человеке. Зло у Резника всегда материально и имеет свое четкое лицо. Он его видит, регулярно заходя в те миры, куда нам вход закрыт.

Двенадцать больших романов, семьдесят рассказов и повестей, тридцатилетняя журналистская деятельность в области истории и социологии, преподавательская работа.  И всё. Больше ничего. Вся жизнь в этом перечне. Ну, и мастер спорта по легкой атлетике. Это так. Можно сказать, хобби. Как туризм и шахматы.

В рамках небольшой статьи трудно изложить впечатления от произведений Алексея Резника, каждое из которых носит парадоксальное название (перечисляем названия). Выберу самые любимые.

 

Роман «Хроника Пикирующего района»

Бойтесь электричек. Среди них есть бешеные. Если ваша жизнь зашла в тупик, или лимит проступков и ошибок исчерпан, или вы совершили преступление – неважно, уголовное или против своей совести, - бойтесь электричек. Вы, отправляясь, например, на дачу, можете привычно сесть в электричку и только потом обнаружить, что она бешеная. Заметите вы это не сразу. Сначала все будет, как всегда. Усталые пассажиры, развязная молодежь, противные контролеры. Но постепенно вы заметите, что поезд идет, не останавливаясь, все набирая и набирая скорость. А люди в вагоне начинают вести себя странно. И странно и страшно вдруг меняется их внешность. И вот вокруг вас уже чудовища и звери. С ужасом и риском дожив до конечной станции, вы вылетите на перрон и обнаружите, что станция заброшена, кругом ни души, а в атмосфере висит ощущение невидимой и неминуемой опасности.

Вы очутились в зазеркалье. В том мире, где вам место. Там, где вас ждет исправление и избавление от грехов. Вы – в парамире. Там тоже жизнь – призрачное отражение вашей прошлой жизни в привычном мире, которую вы мучительно пытаетесь вспомнить. Все жители Пикирующего района считают себя реально существующими людьми. Но на самом деле тени, отбрасываемые Реальным Миром, собирают над Парамиром гигантские тучи лжи. Эта ложь сливается в параллельный мир, в Пикирующий район… Каждое слово лжи порождает невообразимых чудовищ, и этих чудовищ становится все больше, так много, что они переполняют Пикирующий район и скоро явятся в Реальный Мир, и никому не будет спасения.

Зло тут материально. И обитатели Района живут и мучаются от того, что зло всегда преследует их – в семье, в быту, на работе, на отдыхе. И весь смысл жизни обитателей Района – отражение постоянных нападений. В виде лунных лисиц-ибермаргеров, 15-ти сантиметрового шершня – пчелиного волка, лошадей-убийц, пьяных рысей… Новые виды чудовищ на территории Пикирующего района рождаются каждый день… Причудливо изогнутые огурцы, достигающие в длину полуметра, продолговатые горько-соленые дыни сорта «слезы колхозника», черная калиброванная редиска двух сортов - «байбург некрасивый дымчатый» и «ложная кровь».

Но обитатели парарайона борются смиренно, понимая, что попали сюда не просто так. Они это заслужили. Так выглядит их прижизненный ад. И выберутся обратно – в прежнюю Литературный портретжизнь – только те, кто сможет победить зло. То зло, которое он принес в мир всей своей предыдущей жизнью и которое мир вынужден был слить в Пикирующий район вместе с теми, кто его породил.

А Пикирующий район потому и пикирующий, потому что пикирует. Работает счетчик, и у обитателей района не так много времени. И тот, кто не успеет выскочить – погибнет. Так может быть, попробовать остановить это падение? Это можно сделать только личным и общим подвигом. Измениться самому, исправить содеянное в прошлом, спасти людей – таких же несчастных жителей ада на земле.

 

«Хроника Пикирующего района» - очень страшный роман. И очень смешной

Повесть Алексея Резника «Гробы спасения» посвящена памяти пожилых людей всех стран мира, которые преждевременно покинули этот свет по причине банальной жестокости, преступной невнимательности и холодного равнодушия, проявленного по отношению к ним окружающим обществом.

В повести три главных героя: два смертельно больных старика, чьи дни сочтены, и один совершенно здоровый, достаточно молодой человек, чьи дни пока еще не сочтены, так как считать их, судя по всему, будет некому.  Один старик доживает свой нелегкий век в глубинке провинциальной России.  Другой - под сенью амазонской сельвы. Молодой человек живет в Австралии, где занимается специфическим бизнесом. Судьбы всех троих причудливо переплетаются в результате стечения фантастических обстоятельств, порожденных особой спецификой бизнеса молодого героя.

Он - бывший геолог. На арендуемом им уединенном острове он выращивает особую породу деревьев, из древесины которых изготавливают эксклюзивные гробы – в них стопроцентно оживают покойники. Гробы стоят бешеные деньги, и на их приобретение - огромная очередь по всему миру. Тайну происхождения Гробовых Деревьев знает только он, и ему очень важно ее сберечь.

Волею случая, южно-американский и российский ветераны Второй Мировой войны получают на собственные похороны по чудо-гробу, и в финале повести оживают – молодыми и здоровыми, назло холодному вселенскому равнодушию, окружавшему их в конце жизни. Справедливость торжествует, но... противоестественным реинкарнационным образом.

Повесть «Гробы спасения» заставляет задуматься о судьбе одиноких стариков и от пролога до финала пронизана идеей гуманизма и верой в конечное торжество лучших сторон человеческой натуры.

Один из рассказов Алексея Резника - «Осенний чертопад» - трогательная аллегорическая история о странном стихийном бедствии сельского масштаба - внезапно свалившихся на довоенный колхоз инопланетных (или иномирских?) существ, внешне очень похожих на зеленых чертей. Селяне под руководством сотрудников НКВД отчаянно уничтожают в своих огородах потерпевших крушение  «агентов потусторонней реакции», и без того изуродованных катастрофой. И только старый крестьянин прячет у себя в доме тяжело раненного небесного гостя Хьирьго Окьюэллсона – талантливейшего поэта и математика, крупного общественного деятеля своего вывалившегося в небесную дыру народа. Деду не удается спасти Хьирьго, и более того, старика едва не расстреливают за пособничество «адским силам» в тот момент, когда в село спешно приезжают ученые. Дед горько сокрушается: все пришельцы погибли, величайшее событие в истории Земли закончилось ничем. Но через некоторое время он и его бабка замечают, что в их огороде творятся чудеса. А сам дед… «взволнованно облизывает лоб длинным раздвоенным языком, сдвигает на затылок шапку и задумчиво чешет молодые рожки. Со всех сторон до его чрезвычайно чуткого слуха доносится шорох растущих сквозь снег цветочных стеблей, щелканье распускавшихся смородинных  почек…» Новый  волшебный мир на Земле рождается  в огороде  деда. Дед прекрасно понимает это и потому стоит перед астрами на коленях до самого рассвета без какого-либо заметного ущерба для больных прежде коленных суставов, и с пергаментного лица его не сходит счастливая острозубая улыбка.

Без притчи нет Резника. В каждом его произведении заложен свод непреходящих духовных ценностей, которые подаются читателю не дидактически, а в остром, парадоксальном, непредсказуемом и увлекательном сюжете. Плюс богатейший язык этого писателя, ярчайший калейдоскоп фантастических событий, в которых оказываются обычные, реальные люди, каждый из которых мучается теми же вопросами и проблемами, что и читатель, у которого возникает полная самоидентификация при погружении в существование резниковских героев. Бесконечная жажда добра и такая же бесконечная боль от отсутствия справедливости в этом мире заставляет писателя Резника вновь и вновь лично посещать параллельные миры в поисках решения – как выжить нам, в нашем реальном мире. И меня мучает только одно опасение: вдруг в один прекрасный день Алексей Резник сочтет, что мы не слышим его набат, и – решит остаться в одном из тех миров, где его понимают лучше.

И для того, чтобы этого не случилось, должен найтись сильный и умный издатель, который поможет уникальным и чрезвычайно актуальным произведениям Алексея Резника стать широко известными каждому читателю – как в нашей, нуждающейся в духоподъеме стране, так и за ее рубежами. Только настоящая русская литература может спасти находящийся сегодня в безвременьи мир. Впрочем, как всегда. Только русский писатель.




Журнал «Литературный портрет», №3 июль 2024 г.