Т.е. первый этап, когда создавались федеральные университеты, уже практически успешно завершён.
Поэтому, прежде, чем говорить о главном, т.е. о том, что вообще-то «вуз создаётся не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того, чтобы студентов готовить» (из речи В. В. Путина), в данной публикации хотелось бы немного пояснить ситуацию с объединением нескольких вузов в один.
И так, во-первых, насильственного объединения не будет, учёные советы двух и более вузов самостоятельно и добровольно примут решение об объединении в один вуз. Далее, тот из вузов, который решит стать опорным, направит в Минобрнауки конкурсную документацию, содержание которой должно гарантировать, что через 5 лет после объединения, опорный вуз достигнет следующих основных показателей:
1. Число студентов – более 10 тыс. руб.
2. Каждый научный работник, должен заработать не менее 150 тыс. руб., в процесс проведения научных исследований.
3. Годовой доход вуза должен составить не менее 2 мдрд. руб.
Есть и другие показатели, и требования.
Например, главное условие создание опорного вуза - это объединение образовательной базы всего региона, и государственная поддержка в первые 3 года в размере не менее 200 млн. руб. в год. При этом, местная власть тоже должна раскошелиться, ибо она должна гарантировать исполнение многочисленных программ кадрового развития региона.
Таким образом, даже гипотетически, объединять всего два вуза, технический и классический университеты, без, например, педагогической академии и академии культуры и искусств, просто не имеет смысла. Казалось бы, можно было бы объединить несколько наших вузов на базе АлтГУ, без АлтГТУ, или наоборот, на базе АлтГТУ, без АлтГУ, но вся проблема в том, что такой опорный вуз вряд ли достигнет требуемых Минобрнауки показателей в установленные сроки. Если же произойдет чудо, и в Алтайском крае будет создан опорный вуз, то для любого из наших крупнейших вузов, не вхождение в его состав будет катастрофой.
Вместе с тем, на мой взгляд, объединение нескольких мелких вузов, зачастую с одними и теми же направлениями подготовки в один – это гораздо лучше, чем они сами ликвидируются без посторонней помощи.
Недавно разговаривал с одним знакомым профессором, который выдал мне свою версию происходящего.
По его словам, в первой половине 90-х, страна переживала не лучшие времена. И как раз именно в это время, из школ выходили юноши и девушки, родившиеся в 70-х. А куда они могли выйти, если заводы и фабрики останавливались, поля в сельской местности порастали бурьяном, а комсомольско-молодежные стройки и прочие освоения целины остались в презренном прошлом? Конечно, они выходили на улицы наших городов, и различными способами добывали себе средства на существование.
И в этой связи, вто время наверно было гораздо лучше, когда все выпускники школ, независимо от уровня знаний, были привязаны на 5 лет к вузу. А по его окончанию, даже при отсутствии трудоустройства, заниматься, например, тем же грабежом или бандитизмом было бы уже как-то не с руки.
Кроме того, в России, во времена расцвета махрового либерализма и всеобъемлющего разгула демократии, начался резкий рост числа как частных, так и мелких государственных вузов, вплоть до университетов, продающих дипломы всем желающим по сходной цене.
В остальных вузах, тех, которые имели свою собственную историю и традиции, тоже шли преобразования. Открывались новые специальности, создавались новые кафедры, факультеты и институты внутри университетов.
Так продолжалось фактически до середины нулевых. Государство щедро финансировало вузы, не взирая на то, кого, как и куда они выпускали.
По словам рассказавшего мне это профессора, такое отношение государства к отечественной системе высшего образования в лихие 90-е, во-первых помогло ей выжить, а во-вторых, основная, наиболее активная, молодая часть общества не деградировала, а наоборот, даже от части приобрела кое какие знания, пусть даже и без возможности их применения на тот момент.
Да, образование выжило. Но дальше, угроза нависла уже не над системой образования, а в целом, над всем российским обществом. Эта угроза – цифровая революция, которая началась в 80-х годах прошлого века, а системы образования в России, достигла лишь только совсем недавно.
Насколько мы отстаем от всего мира, какова причина «утечки мозгов» прямо со школьной скамьи, и в каком направлении необходимо развивать высшее образование в нашем регионе – об этом я расскажу в следующей публикации.
Конечно, если это будет интересно и нужно читателям.
Директор ООО «МЦ ЭОР», к.т.н., Василий Сташко.