Featured

Анатолий Заболоцкий. Хронология жизни в профессии. Дневниковые записи

Известный оператор-постановщик Анатолий Заболоцкий рас­сказывает о линии своей судьбы. Каким путем божественная воля ввела человека, появившегося на свет в дремучем углу Сибири на берегу Енисея, увлечься «мотыльковым искусством» кино, про­биться в профессии, и снять 15 художественных фильмов на самых престижных киностудиях страны.


Кинооператору-постановщику Герою Социалистического труда Родоначальнику кафедры Операторского мастерства ВГИКа Обладателю «Золотого льва» МКФ в Венеции «За вклад в мировое киноискусство» и всем его «дэточкам», которых учил снимать «рэзко» и умно, Анатолию Дмитриевичу Головне посвящаю воспоминания


Предисловие

Бессменный заведующий кафедрой Операторского ма­стерства ВГИКа Анатолий Дмитриевич Головня наставлял своих учеников: «Профессия дорогая в учении, рабская по сути. У хороших операторов не бывает крепкой семьи. Дерзайте, не ждите славы, для вас она будет ох, какой ред­кой гостьей». «Оператора называют сердцем фильма, но это только на похоронах», — обронил Михаил Ромм на проща­нии с Марком Магитсоном. В 21 веке благодаря цифровым технологиям профессия оператора-постановщика стала совсем обиходной. На съемочной площадке с ним обраща­ются как с крепостным. Подтверждение этому я увидел не­давно в телерепортаже о съемках нового фильма Никиты Михалкова. Он распекал оператора Владислава Опельянца подобно тому, как обращались феодалы с холопами.

Оглянуться на жизнь, прожитую в профессии — кинооператор-постановщик по производству художе­ственных фильмов — трудной не физически, а мировозp­ренчески, помог опять же сюжет, увиденный по телевизору.

Без купюр передавали очередное вручение премии «Зо­лотой орел». Где-то в третьем часу ночи настала очередь награждения операторов. Предстояло из трех номинантов объявить одного. Для такой почести вышел «академик В. По­знер»: «Я не хотел быть определителем в этой номинации. Я не люблю операторов — у них всегда что-то не готово». В голосе подчеркнутая презрительность. Меня ошпарило. Вот бы лауреат после таких слов сейчас же вернул премию ему? Познер произнес: «Юрий Клименко». Талантливый оператор-постановщик с достоинством взял награду и по­сле долгого молчания произнес: «Я бы ответил, пожалуй, но в другой раз...»

Много дней «награждение» жгло во мне желание в себе разобраться. Почему, когда Володя Крупин называет публично меня «оператором Шукшина», меня потрясывает, а я молчу. А ведь раньше Шукшин называл меня «мой оператор», потом очурывался, правда. Ему такая фор­мулировка нравилась, а мне претила. Я ему говорил: «Раз­деляю только твою гражданскую позицию, и только поэтому работаю на твой замысел. Ты мне предлагал брать любой твой рассказ и ставить самому. Я получал такое предложение в Минске от двух матерых профессионалов кинодела — экра­низировать крепкую повесть. Потрудившись с пятью режис­серами, заключил: переходить в режиссуру — надо иметь материальный и профессиональный тылы, а у меня их в по­мине нет. Нечего туда и лезть! Ты, по моему наблюдению, вырвался из материального плена. Сам пишешь сценарии лучше соседей. Прочитав твои публикации, я принял схему удачного содружества, если сойдемся во взглядах, то я помо­гу твоему замыслу своей профессией с изобразительной сто­роны. Но я не твой оператор, а вольный. И не для заработка или славы терплю столько тычков и унижений, живу на два дома, чтобы не быть никому обязанным. Полагаю, если удастся сработать два замысла, третий будет изобразительно идеальным, после него непременно разбежимся — жизнь за­ставит. Да и терпение кончится скоро или, скорее всего, ад­министрация нас разлучит». Начальство не терпит крепкого творческого дружества съемочного коллектива.

Еще одна причина, побудившая задуматься о рабской профессии.

Перед самым началом коронавирусной панде­мии в Гнездниковском переулке в подвале под вывеской «Фаланстер» купил толстую книгу в 718 страниц — Науч­ный сборник: «Василий Шукшин. Документы, свидетель­ства, статьи». М.,2020. Под заголовком девиз: «Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду...» Что сказать, удач­нейшая обложка. Позавидовал, с радостью тороплюсь вы­читать всю толщу текста. Открываю — в начале фотография памятника на горе Пикет работы скульптора В.М. Клыкова и в завершение тот же памятник фронтально. Современ­ной компьютерной технологией надпись на постамен­те «Василию Макаровичу Шукшину с любовью — русские люди» затерта, нечитабельна. Звоню двоюродному брату Макарыча Виктору Кибякову, живущему в Бийске: «Будешь в Сростках, посмотри на постаменте памятника, есть ли надпись?». Звонит в ответ: «Надпись есть, сильно забросана грязью, но она объемная и прочитать ее можно». Вот и мак­нули первый раз перо в правду! Начинали труд капитально, но породили недоверие к книге компьютерной графикой и неподлинными фотографиями с первой же страницы. И даже душевная цитата из дневников Валерия Гаврилина: «Люди, говорящие правду, умирают не от болезней», не мо­жет сгладить двоедушия издателей сборника.


                  продолжение следует...