В Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова прошло заседание секции "Промышленное развитие г. Барнаула" в рамках научно-практической конференции "Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы".
![]() |
![]() |
В работе секции приняли приняли участие:
- Владимир Николаевич Отмашкин - председатель совета директоров г. Барнаула;
- Анатолий Константинович Мишин - председатель комитета администрации Алтайского края по труду;
- Евгений Карлович Ганеман - союз промышленников;
- Владимир Андреевич Бородин - директор института промышленного развития;
- Вадим Александрович Каргаполов - почетный гражданин г. Барнаула;
- Владимир Васильевич Евстигнеев - ректор АлтГТУ;
- Олег Иванович Хомутов - первый проректор АлтГТУ.
Заседание проходило в форме деловой дискуссии по проблемам развития промышленного производства и перспектив его развития в г. Барнаула.
В заседании секции «Промышленное развитие г. Барнаула» приняли так же участие учёные, студенты и аспиранты технического университета, и других вузов г. Барнаула;
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
К юбилею Барнаула вышел очередной номер журнала 'Ползуновский альманах'
№3 -2005 посвящается 275-летию г. Барнаула, и издан по материалам научно-практической конференции "БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ".
Вступительное слово главы администрации г. Барнаула, В.Н. Колганова
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вашему вниманию представляется специальное издание
«Ползуновского альманаха», посвященное знаменательной дате – 275-летию Барнаула под рубрикой: «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы». Это достаточный повод для того, чтобы оглянуться назад, переосмыслить и критически оценить прошлое, без чего невозможно правильно оценить настоящее и глубже заглянуть в будущее. Как известно, в развитии любого сложного объекта действуют объективные законы и, прежде всего, закон цикличности, заключающийся в цикличности развития, закономерной смене эволюционных и революционных этапов, которые свойственны и развитию Барнаула.
Годом рождения Барнаула считается 1730 г., когда известный горнозаводчик Акинфий Демидов на месте впадения р. Барнаулки в Обь заложил крепость и начал строительство Барнаульского медеплавильного завода (БМЗ). Вскоре задымили заводские печи, была построена плотина, а рядом начал расти город-завод.
С момента возникновения начался первый горнозаводской цикл развития Барнаула, который можно назвать «серебряным», поскольку с середины XVIII в. БМЗ был отобран у Демидовых и передан в собственность царя, в ведение его Кабинета, и переориентирован на выплавку серебра. В 1771 г. Барнаул по указу Екатерины II получил статус горного города, второго после Екатеринбурга. А с 1830 г. с падением добычи серебра он стал приобретать золотопромышленное направление – всё золото, добытое в Сибири, стало направляться на Барнаульский завод для переплавки.
Уже в тот период Барнаул стал крупным культурным центром Сибири, который современники называли «Сибирскими Афинами», а законченный архитектурный ансамбль Демидовской площади именовали «Уголком Петербурга». В то время в Барнауле выросла целая плеяда талантливых механиков, изобретателей и ученых, среди которых: И.И. Ползунов – изобретатель первого в мире универсального теплового двигателя (паровой машины); В.В. Петров – будущий академик, открывший электрическую дугу; П.П. Аносов – основатель металлографии и создатель булатной стали и др.
С отменой крепостного права и развитием капитализма в России закончился первый цикл, мануфактурный период развития Барнаула, на смену которому пришел частнокапиталистический. По мере резкого спада выплавки драгметаллов началось становление и развитие частной, полукустарной промышленности (мукомольной, маслодельной, винокуренной, овчинно-шубной, валяльно-обувной и т.п.), основу которой составляла переработка собственного сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства. Ведущей отраслью стало лесопильное производство, начала процветать торговля.
С превращением Барнаула в центр хлеботорговли начало интенсивно развиваться пароходное сообщение – к 1892 г. по Оби курсировало уже 89 пароходов. Еще более резкий подъем экономики города обеспечило открытие с 1915 г. железнодорожного сообщения, превратившего Барнаул в важный транспортный узел, ставший преддверием в Кузбасс и Среднюю Азию. Возникли железнодорожные мастерские, были
построены водопровод и электростанция. Прежний строгий ансамблевый подход к застройке Барнаула стал нарушаться, появилось многообразие стилей, причудливое переплетение эклектики и модерна.
Мировая война нарушила естественный эволюционный ход развития Барнаула. Стали недоступными иностранные рынки сбыта для алтайского хлеба, масла и продукции других отраслей, что вызвало их свертывание. Огромный материальный ущерб городскому хозяйству Барнаула принес опустошительный пожар, случившийся в мае 1917 г.; коммунальное хозяйство, экономика и транспорт города были почти полностью парализованы. Революция и последовавшая гражданская война довершили разрушение.
После революции начался третий, советский, социалистический цикл развития Барнаула. Справившись с разрухой, Алтай не остался на обочине развернувшейся в стране крупномасштабной индустриализации, а промышленность Барнаула, сохранившая в основе своей дореволюционную ориентацию, эволюционировала поступательно и достаточно устойчиво вплоть до начала Отечественной войны. При этом темпы роста были выше общесоюзных и республиканских, существенно выросла роль металлообработки, начали строиться хлебозаводы, существенной реорганизации подверглась традиционная маслосыродельная промышленность. Но в целом промышленность Барнаула и в советский период по-прежнему носила мелкотоварный характер. Единственным исключением стал запущенный в 1934 г. меланжевый комбинат – первый гигант текстильной промышленности Сибири, давший мощный толчок для развития швейной и трикотажной отраслей Барнаула.
С начала Отечественной войны начался четвертый военный цикл развития Барнаула, его превращение в город развитого машиностроения. За годы войны в нем были построены на базе эвакуированных 6 крупнейших машиностроительных предприятий (трансмаш, станкостроительный, котельный, мехпрессов, аппаратурно-механический, радиозавод). Для их строительства из г. Горького был перебазирован мощный
строительный трест «Стройгаз» и создана мощная строительная база. Развертывание машиностроительного производства потребовало в большом количестве соответствующие инженерно-технические кадры. Для решения этой проблемы в Барнауле на базе эвакуированного Запорожского машиностроительного института в 1943 г. был организован Алтайский машиностроительный, который стал обеспечивать предприятия Барнаула своими выпускниками.
С окончанием войны начался пятый послевоенный цикл развития Барнаула. Начавшаяся в военные годы беспрецедентная индустриализация города продолжалась, хотя и менее интенсивно, и в послевоенный период. Приоритетной стала продукция производственно-технического и военного назначения (группы А). В краевом центре сформировались крупные отраслевые комплексы транспортного, энергетического машиностроения, станкостроения, приборостроения, радиоэлектроники и химических производств, а также ВПК в том виде, в котором он сохранился до последних лет. С развертыванием НТР головной научной организацией отрасли сельскохозяйственного машиностроения в стране стал созданный в 1956 г. в Барнауле «Научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (НИПТИМ), переименованный в 1967 г. в «Алтайский научно-исследовательский институт технологии и машиностроения» (АНИТИМ).
С началом либеральных реформ 1992 – 1998 гг. начался шестой постсоветский цикл развития, постсоциалистический его этап, связанный с крайне неблагоприятным ходом этих реформ, сопровождавшихся системным кризисом, принявшим затяжной и необратимый характер и вызвавшим резкое, а в отдельных случаях обвальное падение производства, показатели которого в крае превышали общероссийские в 1,5 раза. При этом в наиболее тяжелом положении оказалась промышленность Барнаула, в которой значительную долю занимала «оборонка», лишившаяся госзаказов, хлопчатобумажная промышленность, оказавшаяся без среднеазиатского сырья, и отрасли, обслуживающие сельское хозяйство, пришедшее в упадок.
Несмотря на резкий спад, промышленность Барнаула осталась основной бюджетообразующей отраслью города и края. При этом наиболее значимым и постоянно возрастающим стал вклад пищевой и мукомольно-крупяной отрасли, которая была ориентирована непосредственно на потребительский рынок и оказалась наиболее адаптированной в условиях перехода от плановой к нерегулируемой рыночной экономике. Машиностроение и металлообработка сохранили свое лидирующее положение, но их объемы существенно сократились и лидерство перестало быть устойчивым.
Основными направлениями реформирования промышленности Барнаула являются идея создания интегрированных производств конкурентоспособной продукции в наиболее перспективных отраслях промышленности, поддержка малых предприятий и бизнеса, активное привлечение инвестиций. Немаловажным фактором является и здоровый оптимизм, опирающийся на поучительные исторические параллели, когда находились выходы и из более тяжелых ситуаций. И такой оптимизм сам может сыграть роль активной движущей силы, но он должен быть подкреплен знанием объективных законов и закономерностей развития. Многое зависит от того, как общество и непосредственно промышленники Барнаула смогут использовать знание истории и закономерностей промышленного развития, направить преобразования в правильное русло и извлечь из этого полезные результаты.
С годами Барнаул становится красивее и моложе. Это мой город, это моя жизнь...
Глава администрации г. Барнаула В.Н. Колганов
№3 -2005 посвящается 275-летию г. Барнаула, и издан по материалам научно-практической конференции "БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ".
В журнале представлены статьи А.В. Полнского, О.И. Хомутова, В.В. Логвиненко - "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА 2005-2010 гг", Ю.В. Шамкова - "ОАО "БАРНАУЛЬСКИЙ ЗАВОД АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ": ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ", А.К. Мишина - "ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В БАРНАУЛЕ", и др.
Вступительное слово главы администрации г. Барнаула, В.Н. Колганова
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вашему вниманию представляется специальное издание

Годом рождения Барнаула считается 1730 г., когда известный горнозаводчик Акинфий Демидов на месте впадения р. Барнаулки в Обь заложил крепость и начал строительство Барнаульского медеплавильного завода (БМЗ). Вскоре задымили заводские печи, была построена плотина, а рядом начал расти город-завод.
С момента возникновения начался первый горнозаводской цикл развития Барнаула, который можно назвать «серебряным», поскольку с середины XVIII в. БМЗ был отобран у Демидовых и передан в собственность царя, в ведение его Кабинета, и переориентирован на выплавку серебра. В 1771 г. Барнаул по указу Екатерины II получил статус горного города, второго после Екатеринбурга. А с 1830 г. с падением добычи серебра он стал приобретать золотопромышленное направление – всё золото, добытое в Сибири, стало направляться на Барнаульский завод для переплавки.
Уже в тот период Барнаул стал крупным культурным центром Сибири, который современники называли «Сибирскими Афинами», а законченный архитектурный ансамбль Демидовской площади именовали «Уголком Петербурга». В то время в Барнауле выросла целая плеяда талантливых механиков, изобретателей и ученых, среди которых: И.И. Ползунов – изобретатель первого в мире универсального теплового двигателя (паровой машины); В.В. Петров – будущий академик, открывший электрическую дугу; П.П. Аносов – основатель металлографии и создатель булатной стали и др.
С отменой крепостного права и развитием капитализма в России закончился первый цикл, мануфактурный период развития Барнаула, на смену которому пришел частнокапиталистический. По мере резкого спада выплавки драгметаллов началось становление и развитие частной, полукустарной промышленности (мукомольной, маслодельной, винокуренной, овчинно-шубной, валяльно-обувной и т.п.), основу которой составляла переработка собственного сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства. Ведущей отраслью стало лесопильное производство, начала процветать торговля.
С превращением Барнаула в центр хлеботорговли начало интенсивно развиваться пароходное сообщение – к 1892 г. по Оби курсировало уже 89 пароходов. Еще более резкий подъем экономики города обеспечило открытие с 1915 г. железнодорожного сообщения, превратившего Барнаул в важный транспортный узел, ставший преддверием в Кузбасс и Среднюю Азию. Возникли железнодорожные мастерские, были

Мировая война нарушила естественный эволюционный ход развития Барнаула. Стали недоступными иностранные рынки сбыта для алтайского хлеба, масла и продукции других отраслей, что вызвало их свертывание. Огромный материальный ущерб городскому хозяйству Барнаула принес опустошительный пожар, случившийся в мае 1917 г.; коммунальное хозяйство, экономика и транспорт города были почти полностью парализованы. Революция и последовавшая гражданская война довершили разрушение.
После революции начался третий, советский, социалистический цикл развития Барнаула. Справившись с разрухой, Алтай не остался на обочине развернувшейся в стране крупномасштабной индустриализации, а промышленность Барнаула, сохранившая в основе своей дореволюционную ориентацию, эволюционировала поступательно и достаточно устойчиво вплоть до начала Отечественной войны. При этом темпы роста были выше общесоюзных и республиканских, существенно выросла роль металлообработки, начали строиться хлебозаводы, существенной реорганизации подверглась традиционная маслосыродельная промышленность. Но в целом промышленность Барнаула и в советский период по-прежнему носила мелкотоварный характер. Единственным исключением стал запущенный в 1934 г. меланжевый комбинат – первый гигант текстильной промышленности Сибири, давший мощный толчок для развития швейной и трикотажной отраслей Барнаула.
С начала Отечественной войны начался четвертый военный цикл развития Барнаула, его превращение в город развитого машиностроения. За годы войны в нем были построены на базе эвакуированных 6 крупнейших машиностроительных предприятий (трансмаш, станкостроительный, котельный, мехпрессов, аппаратурно-механический, радиозавод). Для их строительства из г. Горького был перебазирован мощный

С окончанием войны начался пятый послевоенный цикл развития Барнаула. Начавшаяся в военные годы беспрецедентная индустриализация города продолжалась, хотя и менее интенсивно, и в послевоенный период. Приоритетной стала продукция производственно-технического и военного назначения (группы А). В краевом центре сформировались крупные отраслевые комплексы транспортного, энергетического машиностроения, станкостроения, приборостроения, радиоэлектроники и химических производств, а также ВПК в том виде, в котором он сохранился до последних лет. С развертыванием НТР головной научной организацией отрасли сельскохозяйственного машиностроения в стране стал созданный в 1956 г. в Барнауле «Научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (НИПТИМ), переименованный в 1967 г. в «Алтайский научно-исследовательский институт технологии и машиностроения» (АНИТИМ).
С началом либеральных реформ 1992 – 1998 гг. начался шестой постсоветский цикл развития, постсоциалистический его этап, связанный с крайне неблагоприятным ходом этих реформ, сопровождавшихся системным кризисом, принявшим затяжной и необратимый характер и вызвавшим резкое, а в отдельных случаях обвальное падение производства, показатели которого в крае превышали общероссийские в 1,5 раза. При этом в наиболее тяжелом положении оказалась промышленность Барнаула, в которой значительную долю занимала «оборонка», лишившаяся госзаказов, хлопчатобумажная промышленность, оказавшаяся без среднеазиатского сырья, и отрасли, обслуживающие сельское хозяйство, пришедшее в упадок.
Несмотря на резкий спад, промышленность Барнаула осталась основной бюджетообразующей отраслью города и края. При этом наиболее значимым и постоянно возрастающим стал вклад пищевой и мукомольно-крупяной отрасли, которая была ориентирована непосредственно на потребительский рынок и оказалась наиболее адаптированной в условиях перехода от плановой к нерегулируемой рыночной экономике. Машиностроение и металлообработка сохранили свое лидирующее положение, но их объемы существенно сократились и лидерство перестало быть устойчивым.
Основными направлениями реформирования промышленности Барнаула являются идея создания интегрированных производств конкурентоспособной продукции в наиболее перспективных отраслях промышленности, поддержка малых предприятий и бизнеса, активное привлечение инвестиций. Немаловажным фактором является и здоровый оптимизм, опирающийся на поучительные исторические параллели, когда находились выходы и из более тяжелых ситуаций. И такой оптимизм сам может сыграть роль активной движущей силы, но он должен быть подкреплен знанием объективных законов и закономерностей развития. Многое зависит от того, как общество и непосредственно промышленники Барнаула смогут использовать знание истории и закономерностей промышленного развития, направить преобразования в правильное русло и извлечь из этого полезные результаты.

Я люблю Барнаул. Люблю ходить по его улицам и площадям, люблю встречаться с барнаульцами, жить с ними одной жизнью.
С годами Барнаул становится красивее и моложе. Это мой город, это моя жизнь...
Глава администрации г. Барнаула В.Н. Колганов