Featured

ВО ПОЛЕ 47 БЕРЁЗ…

"Маркер Экспресс" №22, стр. 9
47 берёз на месте гибели Михаила ЕвдокимоваСреди мероприятий по увековечиванию памяти Михаила Евдокимова и капитальный ремонт Верх-Обской средней школы, которой будет присвоено имя М.С. Евдокимова. На эти цели в краевой инвестиционной программе предусмотрено 3,5 миллиона рублей. 

В краевой библиотеке имени Шишкова созданы видеотека и фонотека о творчестве и деятельности Михаила Евдокимова. 

В первые выходные августа в селе Верх-Обском намечается культурно-спортивный праздник, посвященный памяти Михаила Сергеевича.
Кстати, в постановлении губернатора Карлина о мерах по увековечиванию памяти Евдокимова было рекомендовано городским властям присвоить площади, улице, парку или скверу имя Евдокимова. Но с этим пока глухо.

В пятницу, 26 мая, корреспондент "МЭ" побывала на месте гибели Михаила Евдокимова, где завершались первые работы по увековечиванию эксгубернатора. "Газель", набитую журналистами, вёл Николай Захарович, опытный водитель. В гараже администрации он работает 11 лет, колеся то на дежурном автобусе, то на "Газели". Работал при Коршунове, Сурикове, Евдокимове, теперь вот при Карлине. В день гибели Евдокимова Захарыч привёз гостей в Полковниково. Там должны были пройти праздничные мероприятия, посвященные нашему земляку, космонавту Герману Титову.

- Сначала ждали все губернатора. Потом начали торжество, не ста ли объявлять о несчастье. Об аварии всем сказали только ближе к обеду. На другой день Захарыч был на месте гибели. Выйдя из машины, ещё раз молча поглядел на широкую дорогу, бросилась в глаза и та самая берёза...

-  Парень этот, Щербинский, конечно, был не виновен, все мы это знали с самого начала. Он, если и увидел "Мерседес", был уверен, что тот его справа обойдёт. Только из парня этого в последнее время чуть ли не бога сделали.

- А правда, Захарыч, что вам, водителям, не разрешали распространяться по этому поводу?
- Да не было никакого такого приказа.
- А говорят, после этого ужесточили всё у вас в гараже, увольнять стали чаще...         
-  Нет. Болтовня...  Всех проверили на здоровье и всё. А увольняют у нас редко, все держатся за работу. На моей памяти уволили троих из-за тяги к выпивке...

с. Плешково. Место гибели М. С. Евдокимова. 2005 г. Бийская трассаНа вопрос о том, как в гараже относились к погибшему водителю Ивану Зуеву, собеседник пожал плечами:
- По-разному, как и ко всем. Все знали, что Евдокимов тихо ездить не любит. Михаилу Сергеевичу предлагали двух водителей на выбор. Он выбрал Зуева. Другой теперь на дежурной "Газели" работает. Такая вот карточная колода... А Евдокимову второй водитель и не нужен был. Он чаще на джипе ездил с начальником охраны Романом. Сели и полетели...
У губернатора, по словам Николая Захаровича, работают по очереди два водителя. Карлин ездит на "Тойоте". А чёрный "Мерседес" стоит для гостей. Когда приезжал премьер-министр Фрадков, этот чёрный "Мерседес", по словам собеседника, ехал вроде бы сзади, как охрана, на всякий случай. Атак на нём и не ездил практически никто.

На вопрос, помогают ли нынче семье погибшего водителя, Николай Захарович усмехнулся:
- Нет, помогли с похоронами и забыли. Как всегда бывает.
- Наверно, трудно семье было слышать все эти разговоры о виновности Зуева в трагедии?
- И это забудется, - философски заметил Захарыч. - Разговоры-то были, потому что суд над Щербинским шёл. Теперь забудется... Всё забывается.

В это время на Плешковском повороте ждали приезда вице-губернатора Якова Ишутина и других участников выездного совещания. Место было расчищено, подготовлена площадка для парковки, наносилась дорожная разметка. Уже шелестели первыми листочками 47 берёзок. Накануне был вывезен мусор: многочисленные бутылки, пакеты, пачки из-под сигарет. Но, видимо, это национальная черта -раскидывать мусор даже в тех местах, которым едем поклониться. Уже с утра на месте гибели Евдокимова вновь валялись пустые бутылки...

Ишутин открыл перед журналистами фотоальбом, показал, каким было место до начала работ. Скажем прямо, это было болото.
- В воскресенье уже мемориальный камень здесь будет стоять, - пообещал журналистам Ишутин. - Из Колывани привезут. Надпись на нём простая: про то, что на этом месте погибли губернатор Евдокимов, его охранник и водитель. Так пожелала и Галина Николаевна.
- Первую планёрочку провели недели две назад. И вот. - Ишутин кивнул в сторону парковки. - Всё сделано, что бы народ мог спокойно приехать, не перебегая дорогу. Не дай бог, если что ещё случится на этом месте.

На вопросы журналистов о сумме, вложенной в работы, вице-губернатор чуть застенчиво отвечал: "Не такая уж эта сумма и напряжная" - и смущённо просил эти цифры в прессе не оглашать.
Вице-губернатор признался корреспонденту "МЭ", что негативно относится к обилию памятников вдоль дорог:
-  Но здесь особый случай. Михаил Сергеевич был всенародным любимцем. Тем более губернатором Алтайского края. Личность неординарная. К увековечиванию его памяти я отношусь очень хорошо.
По словам вице-губернатора, на этом месте откроется и маленькая часовенка. Но этим будет заниматься Фонд Евдокимова.

- Частный инвестор вложит деньги в часовню, - уточнил Александр Мишустин, начальник Управления края по строительству и архитектуре. - Этот инвестор с Галиной Николаевной встречался. Проект архитектора Анисифорова с ней согласовывали. Она согласна и с проектом, и с тем, что возведение часовни будет финансировать фонд. Человек, вкладывающий в строительство деньги, по словам Мишустина, попросил его не афишировать. Сказал только: "Я в честь памяти Евдокимова пообещал и сделаю".
Порыв ветра поднял пыль.

- Здесь траву посадили на 10 сотках, - сообщили чиновники. - Если она не прорастёт, привезём дёрн из Новосибирска, это, правда, не так дёшево.

Жизнь продолжалась. Яков Ишутин отправился дальше в Верх-Обское, посмотреть ремонт школы. Задумчивый Захарыч  повёз журналистов в Барнаул. А на месте гибели время от времени останавливались автомобили. Кто-то просто гудел, проезжая мимо. В воскресенье водители, двигавшиеся по трассе, уже видели памятник. Нет, не всё забывается...

Интриги вокруг Фонда Евдокимова    

Создание Фонда Евдокимова овеяно слухами. Сегодня много говорят о том, что формирование фонда сопровождалось многочисленными скандалами, что находилось немало желающих взять это дело под контроль.

На форумах в Интернете даже появлялись предостережения Галине Николаевне Евдокимовой не впутываться в этот грязный клубок. Некие доброжелатели советуют Евдокимовым гнать в шею некоего Романа, который якобы был вхож в дом и подгадил семье. Что же на самом деле представляет сегодня Фонд Евдокимова и чем порождены слухи?

Задавшись целью найти ответ на этот вопрос, корреспондент позвонил лидеру движения "Пробуждение" Алексею Никулину.

- Я знаю, что фонд ещё юридически не оформлен, - ответил Алексей. - И действительно, много людей было в этом заинтересовано. О дрязгах я слышал и от Александра Панкратова-Чёрного. Он говорил, что фондом хотел заняться Поминов, бывший представитель администрации в Москве. Желающих взять это дело под контроль было много - из политических и финансовых кругов. Мы выслали в Москву свои предложения. Когда Александр Васильевич (Панкратов-Чёрный) был здесь, я его спрашивал, что конкретно сделано по фонду. Он тогда сказал, что Галина Николаевна пока не в состоянии сама этим заниматься. Близкие, такие как актёры Панкратов-Чёрный, Александр Михайлов, тактично ждали её выздоровления, а кое-кто пытался взять это дело под свой контроль без привязки к семье.
На вопрос, когда же фонд будет создан, Никулин ответил, что у него нет конкретной информации.
- А кто же такой Роман, о котором тоже велась речь на форумах?
- Возможно, речь идёт об охраннике Евдокимова, но к фонду он вряд ли имеет отношение. И о его деятельности я мало что знаю.

Алексей обещал позвонить Панкратову-Чёрному, чтобы подробнее обо всём расспросить. А мы в это время решили позвонить господину Емешину, политическому аналитику, который часто в курсе многих "дворцовых интриг". -  Я только знаю, что официально никакого фонда ещё нет, - ответил Емешин. - Группа людей общается между собой: Панкратов-Чёрный, Михайлов, Козлов, Сарычев, Зибров. Вы лучше Сарычеву позвоните. Что ж, звоним бывшему заму Евдокимова Алексею Сарычеву. - Я не участвовал в собрании учредителей, - сообщил Алексей Николаевич. -  Насколько я знаю, фонд ещё не зарегистрирован и президентом его выбран актёр театра и кино Владимир Литвинов. Слухи эти о дрязгах мне известны, я к ним отношусь спокойно. Поэтому я и не участвую в собраниях. Можно и так помогать со своей стороны. - Не знаю я, есть фонд или нет, - пожал плечами у поворота на Плешково и вице-губернатор Яков Ишутин. - Знаю только, что через него будут часовенку здесь строить. Всё это не добавило ясности. Анонимные источники сообщили, что немало близких людей и после смерти пытаются нагреться на Евдокимове. Те же источники сообщили, что охранник Роман в своё время был приближён к Евдокимову, а потом якобы мягко отстранён, и более близким охранником стал Александр Устинов.
- Я не знаю, что сказать по этому поводу, - заметила Татьяна, вдова погибшего охранника Саши Устинова. - Мы с Сашей мало виделись, мало говорили о работе. Про Романа я могу сказать только хорошее. Он в силу своих возможностей мне помогал и морально поддерживал. Для Галины Николаевны он тоже очень много делает, все её поручения выполняет. Столько людей, столько мнений. Меня тоже кто-то пожалеет, а кто-то сплетничать начнёт.

В конце разговора Татьяна заметила, что слышала, будто фонд пытался создать и какой-то самозванец из Новосибирска.

Мы просили Татьяну связать нас с Романом, чтобы лично от него услышать комментарий слухов в свой адрес, но Татьяна после сообщила, что ей не удалось до него дозвониться.

Зато Алексей Никулин дозвонился до Александра Панкратова-Чёрного, и тот подтвердил, что Фонд Евдокимова сейчас находится в стадии регистрации, что президентом выбран Владимир Литвинов, а в попечительский совет - он сам и Александр Михайлов. Как нам уже известно, один частный инвестор предполагает перечислить деньги в фонд на строительство часовни Евдокимова. Панкратов-Чёрный в одном интервью говорил, что фонд будет помогать как семье погибшего губернатора, так и семьям его охранника и водителя. А как это будет дальше, поживём - увидим.


Марина КОЧНЕВА