АЛТАЙСКИЙ КРАЙ НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Vasiliy I. Stashko. Аltai region on the threshold of a new economic paradigm. «Virtual literature», 2018В статье рассматриваются проблемы социально-экономического развития российских регионов на примере Алтайского края. Статья посвящена существующей социально-политической системе, управленческим, организационным и кадровым проблемам. Указаны основные возможные варианты и пути решения задач, поставленных Президентом РФ. Автор обращает внимание на то, что существующие сегодня методы решения региональных проблем неэффективны.
Это связано с новой экономической парадигмой, формирование которой зависит от многих глобальных и национальных факторов. Для успешного решения поставленных государством задач необходимо решить проблемы муниципальных образований. Также необходимо уделить особое внимание кадровым вопросам. Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что для успешного социально-экономического развития Алтайского края необходимы специалисты, обладающие позитивным, собственным, практическим опытом. Краю нужны специалисты, способные понимать и прогнозировать все происходящие в регионе социальные, экономические и политические процессы.


ALTAI REGION ON THE THRESHOLD OF A NEW ECONOMIC PARADIGM

Vasiliy I. Stashko, associate professor Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia.

Аbstract:
The article deals with the problems of socio-economic development of Russian regions on the example of the Altai territory. The article is devoted to the existing socio-political system, management, organizational and personnel problems. The main possible options and ways of solving the tasks set by the President of the Russian Federation are indicated. The author draws attention to the fact that the existing methods of solving regional problems are ineffective. This is due to a new economic paradigm, the formation of which depends on many global and national factors. To successfully solve the tasks set by the state, it is necessary to solve the problems of municipalities. It is also necessary to pay special attention to personnel issues. The relevance of this study is also due to the fact that for the successful socio-economic development of the Altai territory, specialists with positive practical experience are required. The region needs specialists who are able to understand and predict all social, economic and political processes taking place in the region.

Key words:
Altai territory, socio-economic development, economy, region, manage-ment, governor, government.



Социально-экономическое развитие российских регионов определяет общее состояние экономики России и подразумевает осуществление множества взаимосвязанных и взаимозависимых процессов, конечная цель которых - повышение качества и уровня жизни населения. При этом, управляя развитием региона, важно не только осуществлять общий мониторинг решаемых задач, но и отслеживать другие важнейшие показатели, которые, на первый взгляд, могут не иметь непосредственного отношения к экономике.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что цели и пути их достижения задаются и формулируются на уровне главы государства и правительства, многое зависит от того, смогут ли власти на местах мобилизовать все имеющиеся у них ресурсы для решения поставленных задач. Поэтому в России, на нынешней стадии развития общественно-политический системы, зачастую всё зависит исключительно от руководства региона. По сути, всё решает управленческий и организаторский опыт губернатора, его способность сформировать профессиональную и дееспособную команду. Говоря иначе, основное свойство и фактор динамичного социально-экономического развития любого российского региона – это эффективное управление [1].

Какова же в настоящее время основная задача, которую в первую очередь необходимо решить руководству Алтайского края? Она достаточна проста и понятна, причем, неоднократно озвучивалась Президентом: найти источники экономического роста.
Несмотря на ясность поставленной задачи, она, всё же, вызвала бурную дискуссию среди различных представителей общества, суть которой свелась к разным подходам в решении данной задачи [2].

Учитывая размышления советника Президента РФ, академика РАН, профессора С. Ю. Глазьева о путях обеспечения роста российской экономики [2], в Алтайском крае сегодня происходят примерно те же самые процессы, что ранее были начаты и происходят у нас в стране, как на федеральном, так и региональном уровне.

В Алтайском крае, сразу же после губернаторских выборов, в составе министров краевого правительства начались серьезные изменения. Вполне вероятно, что новые назначения в различных структурах исполнительной власти края, будут происходить и далее, в течении всего 2019 года. Поэтому, давать сегодня какую-либо оценку деятельности нового губернатора и правительства или оценивать те или иные, зачастую оперативные, действия и решения нынешней краевой власти, пока еще слишком рано. Тем не менее, проследить наиболее заметные образующиеся тренды, основываясь лишь на первых результатах работы губернатора и краевого правительства, уже вполне возможно.

Нет смысла перечислять имеющиеся в крае муниципальные проблемы, часто возникающие коммунальные аварии, низкий уровень доходов населения, рост цен и тарифов, и т.д., и т.п. Есть смыл разобраться в причинах, которые, как уже было отмечено выше, могут серьезно повлиять на нормальное развитие региона. Тем более, сегодня в краевом информационном пространстве складывается мнение, что, решая текущие повседневные проблемы, руководство края до сих пор не определилось, по какому пути необходимо двигаться, чтобы в перспективе выйти на стабильный экономический рост.

Первый путь, если рассматривать по аналоги с федеральным уровнем, предлагают ученые, опытные управленцы-профессионалы и бизнесмены, инженеры и некоторые представители гражданского общества. Они предлагают решить поставленную задачу путем прагматичного подхода, опираясь на имеющийся опыт и проверенные практические знания [2].

По второму пути предлагают двигаться чиновники различных ведомств, определённая часть глав муниципалитетов и представителей партии власти, а также, как бы это не парадоксально звучало – некоторые представители оппозиции. На федеральном уровне, данный путь решения проблемы социально-экономического развития поддерживают представители олигархии, эксперты МВФ и сторонники так называемого Вашингтонского консенсуса [2]. Суть предлагаемого варианта сводится к сохранению существующего на сегодня экономического состояния, экономии бюджетных средств и ужесточению налоговой политики.

По мнению профессора Глазьева, нынешняя экономическая политика полностью осуществляется по «рельсам» второго пути [2].  Соответственно, с небольшими отклонениями в ту или иную сторону, аналогичного варианта развития придерживаются и в регионах.

Таким образом, оперируя экономическими показателями, если ставить задачу выхода на рост ВРП (валовой региональный продукт) – то это будет первый путь. А если добиваться экономического роста благодаря, например, снижению инфляции в регионе, то это будет второй путь.

Почему второй путь, по которому сегодня идет экономическое развитие России является безрезультатным? Для ответа на это вопрос, достаточно взглянуть на график (рисунок 1), из которого видно, что второй путь дает фактически противоположный результат. Т.е., в 2010 г., ИПЦ (индекс потребительских цен - индекс инфляции) планировалось снизить в 2 раза к 2015 г. В результате, в 2015 г. ИПЦ наоборот вырос с 8,8% (2010 г.) до 15% [2].




Рисунок 1 – Инфляция в России 2010-2015


Вместе с тем, ориентироваться только лишь на увеличение ВРП при выборе источников экономического роста в таком специфическом регионе как Алтайский край, сегодня тоже уже будет не совсем правильно.

Всё дело в том, что экономика в России – это совокупность множества связей, превращающих регионы в одно целое, в результате чего, так называемая экономическая парадигма в российских регионах имеет двойственный характер. С одной стороны, каждый конкретный регион – это часть большой экономической системы, а с другой – это самостоятельная единица народнохозяйственного комплекса, с соответствующими правами в области решения социально-экономических задач, финансовой деятельности, и т.д. Все российские регионы являются неотъемлемой частью общей системы, включены в общую стратегию развития, и, соответственно, от их эффективности в конечном счете и зависит развитие экономики страны [3].

Кроме того, разрабатывая региональные стратегии развития, необходимо учитывать не только государственные приоритеты, но и возникающие глобальные вызовы, применяя при этом современные подходы к решению всех возникающих перед экономикой региона проблем. Это позволит осуществлять более эффективное управление регионом, и одновременно, создаст новые возможности для ускоренного экономического развития [4].

Новый технологический уклад начинает проникать в повседневную жизнь каждого человека, формируя новую реальность, и делая мир цифровым. Сегодня уже ни одна отрасль экономики не может существовать без информационных технологий.  Но, цифровая трансформация – это не просто автоматизация ручного физического труда, а создание новых (улучшение уже существующих) рынков и бизнес-процессов в экономике.  Т.е., одним из главных условий смены экономической парадигмы, как раз и является развитие новых технологий и инноваций, и применение их в реальной экономике [5].

Обобщая все сказанное выше, можно предположить, что власти региона, пока еще не определились с точками роста региональной экономики. Но, поскольку задачи, поставленные Президентом России по всем направлениям социально-экономического развития вполне конкретны, то разрабатывать и реализовывать соответствующие программы и стратегии всё равно придется. А сколько программ и стратегий развития мы, жители Алтайского края, видели за последние 20 лет?

Действительно, история, что произошла с ранее разработанными программами и стратегиями вполне может повториться, и этому есть уже определённые предпосылки.

Во-первых, для реализации (правительством РФ, совместно с органами государственной власти субъектов) майских указов Президента [6], нужны соответствующие специалисты, способные мыслить по-новому, не стандартно, и в условиях ускоряющихся перемен. Только в этом случае, стратегические решения можно будет принимать быстро, а их результат будет предсказуем даже при первоначальной неопределенности.

Во-вторых, на протяжении нескольких лет у нас в стране реализуются масштабные проекты по созданию принципиально новых рынков, целью которых является вывод России в глобальные лидеры к 2035 г. Утверждены и реализуются «дорожные карты» по таким рынкам Национальной технологической инициативы (НТИ), как Энерджинет, Хелснет, Аэронет, и др. Но, поиск аббревиатуры «НТИ» на официальном сайте Правительства Алтайского края выдает около двух десятков результатов, и все они носят, в основном, информационный характер. Ничего конкретного и практического, сообщается лишь о проводимых конкурсах, семинарах и дискуссиях на тему НТИ.

Так, в 2016 г., на Столыпинской конференции планировалось обсудить вопросы создания новых перспективных рынков, и констатировалось следующее: «Край обладает конкурентными преимуществами для успешной реализации комплекса мер по формированию условий для глобального технологического лидерства России на рынке доступного высококачественного питания (FoodNet)» [7]. Результаты обсуждения не уточняются, но, «серьезные» заявления сделаны, «важные» мероприятия проведены.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основная задача, которую необходимо решать руководству Алтайского края, пока еще не определена. Вероятно, связано это с тем, что каждодневная рутина, непрерывно возникающие проблемы, ставящие иногда жителей сёл и городов чуть ли не на грань выживания, и т.п., требует от руководства края немедленного вмешательства и отвлекает соответствующие ресурсы. Как долго это будет продолжаться, люди тоже догадываются, так как уже почти полтора десятка лет наблюдали за состоянием социально-экономического развития в Алтайском крае.

Таким образом, главная задача краевых властей сегодня – это решение насущных проблем муниципальных образований (МО), и в первую очередь в сельской местности, где проблемы копились не одно десятилетие.  Конечно, многое будет зависеть от видения краевым правительством муниципальных проблем в том состоянии, каково оно есть на самом деле, и кто персонально будет эти проблемы решать.

Остается надеяться, что губернатору В. П. Томенко всё же удастся успешно решить и местные проблемы, и глобальные, поставленные перед главами всех российских регионов Президентом РФ. И в этом, без всякого сомнения, ему должны помочь профессионалы из числа тех, кто знает о проблемах Алтайского края не понаслышке, и не из учебников по экономике, а из своего собственного, позитивного практического опыта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Курсова О. А. Проблемы реализации компетенции органов местного самоуправления в сфере труда // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 167–173.
2.    Глазьев С. Ю. Размышления о путях обеспечения роста российской экономики// Труды Вольного экономического общества России. 2016.  Т. 202. С. 40 - 51.
3.    Хромова А. С., Попов Д. С.  Реалии новой парадигмы экономического развития Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12, № 6. С. 348-351. doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-348-352.
4.    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ». 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
5.    Ромашкин Т. В. Цифровая экономика как парадигма экономического развития современной России // Вестник современных исследований. 2018. № 7.3 (22). С. 490-492.
6.    Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425. (дата обращения: 11.12.2018).
7.    На Столыпинской конференции в Алтайском крае обсудят вопросы создания новых перспективных рынков. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] URL: https://altairegion22.ru/region_news/na-stolypinskoi-konferentsii-v-altaiskom-krae-obsudyat-voprosy-sozdaniya-novyh-perspektivnyh-rynkov_521975.html?sphrase_id=626785 (дата обращения: 11.12.2018).