СТРОЙБАТ И ТЕХНОЛОГИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

. Опубликовано в Новости


А.А. Чернаков

В поисках научного объяснения дедовщины в армии с целью последующей выработки соответствующих же, научно обоснованных действий по устранению этого явления, у немецкого учёного-социолога Георга Зиммеля (1858-1918), одного из основателей социологии конфликта, находим следующее: «борьбу и вражду необходимо признать в качестве определённого априорного инстинкта, поскольку у личности, даже не подвергшейся нападению, а всего лишь реагирующей на самовыражение других, нет иного способа утвердиться, кроме как через оппозицию.

 

Иными словами, "первый инстинкт", при помощи которого она себя утверждает, есть отрицание другого" [1.С.502]. Более того, Зиммель говорит о том, что "в качестве остатка в наследственный инвентарь нашего рода могло перейти состояние возбуждения, само по себе побуждающее  к антагонистическим выражениям" [там же, С.504].
 
Русский рэп скачать бесплатно можно с сайта о рэп музыке. Там еще есть баттлы, концерты и клипы.

  В структурно-функционалистской или системной социологии существует понимание общества как совокупности множества кругов общения индивидов, некоего многомерного пространства взаимодействий. Коллективная же цель, согласно Зиммелю, может быть весьма примитивной: "То, в чём сходится большое число людей, должно быть адекватно уровню того из них, кто стоит на низшей ступени. Обеспечение существования, приобретение нового владения, защита приобретённого, стремления к утверждению и расширению сферы своей власти - таковы основополагающие влечения отдельного человека, для удовлетворения которых он вступает в союз с любым числом других людей" [там же, С.394].

 В качестве ещё одной существенной проблемы армейской жизни является рутина. Буквально - рабское следование заведённому шаблону, отсутствие чувства нового [2, С.510]. Есть рода войск, где всё-таки существует простор для инициативы как возможность получения новых впечатлений. Например, строительные войска, в которых выполнение воинского долга (безусловно оплачиваемое) от закладки фундамента объекта до сдачи его "под ключ" сопровождается массой самых разнообразных впечатлений. Но если воинская часть ведёт преимущественно караульную службу или обеспечение неких хозяйственно-бытовых нужд, то существует риск появление неуставных взаимоотношений, как повод получить новые впечатления в качестве эмоционального стимула к жизни… Разумеется, в том случае, если личному составу не предоставляется возможность удовлетворить эту потребность иным, цивилизованным способом.  

 Из приведённых теоретических выкладок, очевидно, что явление, получившее определение "дедовщина" как социальное явление армейской жизни - свойственно любым сообществам: двора, подъезда, школы, вытекающее из той же самой природы человека, но называемые по другому. Очевидно, также, что возможность введения в армии полиции и полковых священников, о  которой было озвучено в СМИ - решения слишком простые и продиктованы, скорее, необходимостью хоть что-то предпринять, чтобы успокоить взбудораженную общественность, чем здравым смыслом высокопоставленных армейских чинов, так как это не решает самой сути проблемы - не является психологической развязкой казарменного быта.
 Адекватными представляются такие меры, которые позволят, в конечном итоге, создать условия, при которых неформальные лидеры армейских коллективов будут воспринимать "молодое" пополнение иначе: не в качестве своих потенциальных конкурентов на некую  социальную значимость или просто как на предмет удовлетворения своих "априорных инстинктов", а рассматривать это пополнение с позиций оценки личностных качеств каждого вновь прибывшего. Для этого необходимо конструировать новые традиции и  содержательное наполнение культуры досуга.  

 В частности, британский социолог Бронислав Малиновский (1884-1942), автор теории культуры, раскрывает её значение, которая с его точки зрения, "должна пониматься инструментально, или функционально": она средство, инструмент, "посредник" в достижении человеческих целей. Культура - это "огромный аппарат… благодаря которому человек способен справляться с теми конкретными специфическими проблемами, с которыми он сталкивается" [3.С.33]. Здесь под понятием "культура" подразумевается не только сфера творческого самовыражения личности, но весь комплекс явлений, которые организуют жизнедеятельность. Эти выводы Малиновского вполне могут быть использованы для понимания и преодоления, происходящих в армейской среде  отрицательных явлений и применены в качестве аргумента для принятия соответствующих решений.  

  Следуя логике развития сюжетной линии материала, после изложения теоретических выкладок, автор должен перейти к изложению предложений практического характера, посредством которых эти теоретические выкладки могут получить практическое воплощение. Но для этого автору необходимо прежде отойти от общепринятых стандартов тезисов научно-практической конференции и изложить часть материала в ином жанре. 

 Бытует шутливое выражение, что "лучшая теория - это практика". В своё время автору, военнообязанному, а в настоящее время старшему лейтенанту запаса, удалось не только наблюдать в период своей срочной службы, но и быть непосредственным участником социальной технологии, суть которой будет изложена. 

 За год до призыва в армию (10 мая 1969г.), после окончания ПТУ автор был прикомандирован к прорабскому электромонтажному участку Барнаульского треста Алтайцелинмонтаж.  Видимо, учитывая наличие профессии - обучение в ПТУ и опыт ведения электромонтажных работ, комиссией райвоенкомата был определён для службы в строительных войсках - стройбате. 

 Опуская общие, единые для всех родов войск места, необходимо остановиться на некоторых обстоятельствах доставшейся автору службы. 

 В/ч 54040, командир части подп-к. Фоменко (фронтовик), замполит - м-р. Омельченко, нач. штаба - к-н. Вьюрков, нач. строительного участка - м-р. Дударев (Фамилии офицеров и номера в/ч подлинные). Призыву 1969г. предстояло вновь обустроить Омское танковое училище после того, как оно было вынесено за городскую черту.   

 Отличительной особенностью этой строительной в/ч было то что, организовывая свободное от работ на объектах время, командование части  активно культивировало спортивные игры. Прежде всего, это мини-футбол, как  круглогодичный вид спорта, к тому же не требующий специально оборудованных площадок (обычный плац), и волейбол. Регулярно проводились также соревнования по гиревому спорту и турниры по шахматам. Но предпочтения всё-таки отдавались мини-футболу: спортивной команде в/ч предстояла поездка из Омска на Алтай для состязания с командой строительной же воинской части, которая вела обустройство Алейской дивизии межконтинентальных стратегических ракет.

 В состав спортивной команды части, сформированной по естественному спортивному принципу, на равных входили как "деды", так и "молодые".  Поездка, которая была основным содержанием спортивной интриги, состоялась. Разумеется, некоторое время весь личный состав части находился под впечатлением подготовки к этой поездки. Известно, что общий повод, создающий эмоциональный подъём, объединяет людей, уравнивает возможные различия их социального статуса. 

    Особую атмосферу в казармах воинской части создавали любители авторской песни, также поощряемые командованием. В то время в моду только начали входить песни В. Высоцкого и те, кто осмеливался "изображать" барда, как  могли, пользовались в армейском коллективе определённым авторитетом. Вне зависимости от срока службы. Безусловным авторитетом было и профессиональное мастерство.

 Разумеется, полной идиллии не было. Если сказать что не было "самоходов" - знатоки службы всё равно не поверят. Были все те "шалости", которые, практически, неизбежны в молодёжном коллективе.  Но и было понимание "предела дозволенности".  "Дедовщины" же, в её современном виде, жестко направленной на подавление личности, не было.  И это несмотря на то, что призыву 1969г. пришлось пережить сразу два "поколения" старослужащих: тех, которые дослуживали 3-х годичный срок срочной службы; и тех, которые были призваны уже на два года. 

 Личным составом части были представлены республики Союза: Армения, Литва (Юозас Невецка - Юзик), Белоруссия (ребята из Могилева), Украина (Мукачево, Львовская область), Молдавия (Дима Шол). Были и  Москвичи (замечательный парень Женька Морозов и ещё один, выпускник гуманитарного факультета МГУ, которого очень скоро забрали служить в штаб УНР). Были ребята и с судимостями - соседи из Томской области.

 Спортивная и культурно-массовая работа, которая велась руководством части, не мешала, а скорее даже способствовала успешной работе личного состава на объектах. За два года службы, с мая 1969 по 1971гг.. были построены: административный корпус танкового училища (штаб), учебные танковые мастерские, дизельная резервного электроснабжения военного городка, овощехранилище, баннопрачечный комплекс, водозабор, торгово-бытовой центр, несколько многоэтажных жилых домов, проложены кабельные линии и обустроены трансформаторные подстанции. Проложены различные инженерные коммуникации. И многое другое. Известно, что и спортивные соперники - Алейская строительная часть, как известно, также справилась со своей боевой задачей - Алейская стратегическая дивизия была своевременно поставлена на боевое дежурство. 

 Автору материала, руководившему работой отделения электромонтажников, от службы в армии осталось не только доброе отношение к спорту, но и несколько Почётных грамот, как от командования своей части, так и от руководства вышестоящего (УНР, в/ч 54361 ком. в/ч п-к Родионов, замполит п-к. Бирман) в одной из которых есть информация о "внесёнии" автора в "Книгу почёта" этой вышестоящей в/ч.

   Подводя итог, уместно предложить рассматривать практический опыт работы командования в/ч. 54040 в качестве определённой модели, которая вполне может быть предложена в качестве технологии противодействия и современной дедовщине. Командование части, руководствуясь здравым смыслом и необходимостью выполнить поставленную задачу,  смогло организовать жизнь воинской части таким образом, что до сих пор от службы в армии  сохраняются приятые воспоминания, ощущение вполне цивилизованного быта и человечных межличностных взаимоотношений.   

   Понятно, что существующее неформальное структурирование армейского коллектива, по признакам "молодой", "черпак", "дед", "дембель", по определению, игра, казарменный ритуал, которые привносят в жизнь молодых людей хоть некоторое разнообразие. Этот ритуал отражает и  стремление структурировать, поделить время на промежутки - чтобы легче было пережить его. Разумеется, невозможно "просто так" взять и отменить это структурирование, не предложив ничего взамен. Согласно Малиновскому же, "человек, как сугубо биологическое существо, не нуждается в культурных институтах, но, как только они возникают, он уже не может без них обойтись, и они приобретают для него обязывающий, принуждающий характер". Иначе говоря,  "забрав" у молодых людей в казарме одну "игрушку" -  "про дедовщину", необходимо дать им взамен "другую", "правило" которой будет способствовать принципиально иному структурированию армейских коллективов, по совершенно иным признакам структурировать срок службы. Новые "правила" позволят структурировать коллектив не по архаичным и скомпрометированным  неформальным признакам "молодой-дед", а по иным, гуманным, цивилизованным признакам. Например, по признакам принадлежности: к виду спорта, спортивной команде, самодеятельным видам творчества - тоже естественным - неформальным, но конструктивным.  Существующее понимание механизмов межличностного общения позволяют получить желаемый результат, используя для достижения этой цели те же основы личности, которые являются и основой "дедовщины" - межличностную перманентную конкуренцию. Реабилитируя "априорный инстинкт" необходимо заметить, что он же является и одним из условий работы над собой - работы по самосовершенствованию: если для этого созданы соответствующие условия и мотивации.

 "Задним числом" анализируя основу успеха командования в/ч в организации жизни подразделений, можно сделать вывод, позволяющий понять какие принципы и подходы могут быть использованы для организации жизни армейских коллективов и каким технологическим обеспечением можно воспользоваться для получения желаемого результата.  

 Так функция  игры в мини-футбол, которую культивировало командование части, заключается в том, что это, во-первых, наиболее эффективный способ снятия психологического напряжения, и вполне цивилизованный способ удовлетворения "первого инстинкта", получения самой широкой гаммы чувств и переживаний, как положительных, так и умеренно отрицательных, но в равной мере необходимых для осознания молодыми людьми полноты жизни; во-вторых, сплочения коллектива и его структурирования "по признаку спортивной команды", в которой, безусловно, равный статус имеют и "деды" и "молодые"; в-третьих, динамичная игра коллективного творчества, которой является мини-футбол, служит технологией выявления неформальных лидеров. Принятие формулы "неформального лидера" подразделения (деда), в основании которой будет находиться  не цинизм, а достижения в спорте или творчестве, станет одним из условий стабильности и управляемости коллектива: для личности, уже доказавшей свою успешность личными качествами и подтверждённую присвоением некоторого звания,   нет необходимости прессинговать сослуживцев с целью получения признания.  

 Функция авторской песни, которая также поддерживалась, состояла в том, что авторская песня также участвовала в формировании положительного психологического климата в части и заключалась в том, что их исполнители, в общем-то, как и их кумир,  "безголосые крикуны", сами того не осознавая, посредством смыслового содержания авторских песен объединяли  своих слушателей единым пониманием жизни и общечеловеческих ценностей.  

 В качестве итога, наряду с уже высказанным сомнением в целесообразности введения армейской полиции и учреждения полковых священников,  из проведённого анализа ясно, что существуют и могут быть использованы другие технологии. Необходимо учитывать и то, что введение, например, института полковых священников в многоконфессиональной армии, тем более светского государства - скорее недоразумение, которое добавит количество признаков различий в армейские коллективы, составляющих сегодня основу проблемы. Известно, что "если мы хотим сблизить людей - мы находим между ними сходства, а если разъединить - находим различия".    Кроме того,  нововведения повлекут за собой необходимость переписать Устав воинской службы (а, возможно, и Конституцию!), а обсуждение проблем армии будет уведено в сторону. 

  Разумеется, возникнут проблемы отсутствия средств на приобретение спортивного инвентаря и всего, что необходимо для организации других видов культурного досуга личного состава. Но это проблемы уже другого качества. 

  Ещё одним важным фактором, препятствующим ведению эффективной воспитательной работы с личным составом, можно назвать отсутствие у России национальной идеи, так как нет содержательной, смысловой основы, вокруг которой мог бы выстраиваться весь воспитательный процесс. По определению  Национальная идея, выражая обобщённую и универсальную ценность для каждого отдельно взятого гражданина, призвана консолидировать  общество, в том числе и армейскую среду, схожестью вызываемых эмоций. Это могут быть  чувства любви к тому месту, где вырос; чувства достоинства и гордости за успехи своего народа в области культуры; чувства почитания великой истории своего народа и его предков. Проблема отсутствия у России национальной идеи - это тема отельного и серьёзного исследования. Но не вызывает сомнений, что у молодых людей будет значительно меньше поводов к социально-рискованному поведению, неадекватным способам самоутверждения и суицидам, если у них будет, в самых общих чертах, понимание того, что общество от них ожидает - понимание определённых основ, принципов, смысла и предназначения их жизни. Далеко не каждый человек способен самостоятельно  определить для себя это. Для этого человеку, как минимум, необходима самодостаточность* , которая приходит лишь с возрастом.     Поэтому "общество одаряет личность смыслом жизни" [4.С.75].  

 Рассуждение о важности для молодых людей понимания ими смысла жизни как производного от Национальной идеи, является вполне логичным завершением материала, посвящённого анализу причин современной дедовщины в армии.  

 Уместно сделать предположение, что стержневой основой дедовщины в армии всё же, является отсутствие у государства Национальной идеи. Национальная идея - это ствол дерева из которого вырастают "ветви" концепций и технологий дополнительного школьного образования; концепций и технологий молодёжной политики соответствующих государственных структур различных уровней;  это и "ветви" смыслового, содержательного наполнения воспитательной работы классных руководителей школ; это и содержательное наполнение программ государственных радио- и теле- каналов, которые воспитывают и развивают население государства. 

 

  Список использованной литературы:

1. Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни.
2. Булыко А.Н. Большой словарь иноязычных слов, 2004г.
3. Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология.
4. Лем С. Сумма технологий // Публицистика. 2004г.

* Самодостаточность - способность отделять главное от второстепенного; соизмерять потребности с имеющимися возможност