МОЛОДЕЖЬ - БАРНАУЛУ: РАЗРАБОТКА ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И ЭЛЕКТРОБУСОВ

. Опубликовано в Новости

Начинаем публикацию наиболее перспективных разработок, представленных на прошедшей 14.11.2011 г. XIX городской научно-практической конференция молодых ученых «Молодежь – Барнаулу», секция «Электроэнергетика».
Проект №1 связан с годом экологии, который подходит к концу.
Татьяна Меркульева: Разработка инфраструктуры для электромобилей и электробусов.

 Автомобили являются самым распространенным и комфортным способом перемещения. Обладая достаточно большим количеством преимуществ, все они имеют один очень серьезный недостаток -  они наносят непоправимый ущерб окружающей среде. К этому следует добавить тот факт, что бензиновые и дизельные автомобили, в эксплуатации являются относительно дорогим видом транспорта из-за того, что цены на нефтепродукты постоянно и стремительно растут, невзирая даже на то, что на нефть они могу значительно снижаться.

Именно загрязнение окружающей среды и зависимость от нефти, вынуждают автопроизводителей многих стран обращать свой взор на более экономные и экологически чистые автомобили - электромобили.

Электромобиль представляет собой транспортное средство, которое приводится в движение при помощи одного или нескольких электродвигателей, питающихся от автономного источника электроэнергии, например, от аккумуляторов, топливных элементов и т.п.

В Америке в 1996 году появился первый электромобиль второй волны - EV1 от «Дженерал моторс», и всего, с 1996 по 2003 год, их было выпущено 1117 единиц. Этот автомобиль мог без подзарядки проехать до 225 км, разгоняясь до максимальной скорости 130 км/ч. Позже замена свинцово-кислотных аккумуляторов на никель-металлогидридные помогла увеличить пробег до 240 км. После выпуска данной машины, производство новых электромобилей уже не прекращалось. Кроме GM производить автомобили на электрической тяге стали такие крупные компании, как Nissan, Toyota, Ford, Honda и другие.



В Китае революция в производстве электромобилей произошла из-за сильного загрязнения воздуха над страной, поэтому правительство, стремясь снизить негативное влияние на окружающую среду, подтолкнуло к разработке электромобилей. В Индии также серьезно относятся к данной проблеме. Индийская компания Reva Electric Car начала производство своих электромобилей даже раньше, чем GM – в 1994 году, доведя в 2009 году их ежегодный выпуск до 35 тысяч. В Японии выпустили с более лучшими характеристика концепт-кар Eliica, который имеет 8 колес. Машина может проехать без подзарядки до 200 км, а разгоняться - до 300 км/ч.



По данным на начало 2017 г., в России насчитывалось около тысячи электромобилей, представленных всего лишь несколькими моделями. Из них, наиболее популярными являются японские электромобили марки «Nissan Leaf».

В России попытки создать первый советский электромобиль происходили на базе ВАЗа еще в 70-е годы. Также была попытка произвести электромобиль на базе «Оки» - модели ВАЗ-1111Э.

Несмотря на медленные темпы роста выпуска электромобилей, Россия все же движется вперед. Например, в 2013 году с конвейера автозавода сошел первый автомобиль El Lada. Позже была выпущена пилотная партия этих электромобилей.

Отдельная тема исследований – это электробусы. Городской электротранспорт, это известный мир троллейбусов и трамваев, который давным-давно использует электроэнергию вместо бензина, и вот теперь, ожидает пополнения в виде более «свободного» (не привязан к рельсам и троллеям) электрического автобуса.

Первый электробус в России появился в 2012 г., это была модель «НефАЗ-52992», которая за 5 лет эксплуатации вполне доказала свою надежность и эффективность.

В 2016 году появился отечественный электробус марки «КамАЗ-6282» в Москве. Ему хватает одной зарядки на 100 км, при максимальной скорости – 65 км/ч. А китайская компания «Yutong Hongkong International Limited» испытывает свои электробусы на улицах Челябинска. Модель «Yutong» на одной зарядке может преодолевать расстояние до 200 км, скорость электробуса - 69 км/ч. Внедрение экологически чистого городского транспорта во многих российских городах в 2017 году проходило в связи с тем, что этот год был объявлен годом экологии.

Электробусы на улицах российских городов. В Москве (1) и в Челябинске (2)


Вместе с тем известно, что электробусы в 2-3 раза дороже обычных, дизельных. Парадоксально, но городские власти покупают электробусы не только из-за отсутствия у них выхлопных газов, но и из-за экономии финансовых средств. Всё дело в том, что строительство трамвайных линий или прокладка троллей может обойтись городскому бюджету в разы дороже, а в некоторых случаях, электробус – это единственно возможный вид общественного транспорта.

С увеличением числа электромобилей встает вопрос инфраструктуры. Запуск сети зарядных станций в регионах будет целесообразен, когда электромобили станут доступны массовому потребителю. С другой стороны, сегодня отсутствие зарядных станций является серьезным препятствием для массового приобретения электромобиля, так как он не может эксплуатироваться в дальних поездках. А вот с использованием электробусов, всё обстоит несколько иначе, так как они, во-первых, могут заряжаться фактически на каждой остановке, а во-вторых, даже работая на длинных маршрутах, их пригородные маршруты всё равно не превышают 50-100 км.

В этой связи, вполне вероятно, что массовое появление в Барнауле электромобилей начнется с электробусов, и, следовательно, первый опыт создания зарядных станций начнется именно с этого вида транспорта. Поэтому уже сегодня, тема разработки инфраструктуры для подзарядки электромобилей и электробусов является весьма актуальной.  

С каждым годом количество электромобилей будет расти, электротранспорт будет развиваться, и это единственный путь улучшить состояние окружающей среды в наших городах, а значит, и повысить качество нашей жизни.