ВЫШЕЛ ОЧЕРЕДНОЙ НОМЕР ЖУРНАЛА 'ПОЛЗУНОВСКИЙ АЛЬМАНАХ'
№3 -2005 посвящается 275-летию г. Барнаула, и издан по материалам научно-практической конференции "БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ".
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вашему вниманию представляется специальное издание «Ползуновского альманаха», посвященное знаменательной дате – 275-летию Барнаула под рубрикой: «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы». Это достаточный повод для того, чтобы оглянуться назад, переосмыслить и критически оценить прошлое, без чего невозможно правильно оценить настоящее и глубже заглянуть в будущее. Как известно, в развитии любого сложного объекта действуют объективные законы и, прежде всего, закон цикличности, заключающийся в цикличности развития, закономерной смене эволюционных и революционных этапов, которые свойственны и развитию Барнаула.
Годом рождения Барнаула считается 1730 г., когда известный горнозаводчик Акинфий Демидов на месте впадения р. Барнаулки в Обь заложил крепость и начал строительство Барнаульского медеплавильного завода (БМЗ). Вскоре задымили заводские печи, была построена плотина, а рядом начал расти город-завод.
С момента возникновения начался первый горнозаводской цикл развития Барнаула, который можно назвать «серебряным», поскольку с середины XVIII в. БМЗ был отобран у Демидовых и передан в собственность царя, в ведение его Кабинета, и переориентирован на выплавку серебра. В 1771 г. Барнаул по указу Екатерины II получил статус горного города, второго после Екатеринбурга. А с 1830 г. с падением добычи серебра он стал приобретать золотопромышленное направление – всё золото, добытое в Сибири, стало направляться на Барнаульский завод для переплавки.
Уже в тот период Барнаул стал крупным культурным центром Сибири, который современники называли «Сибирскими Афинами», а законченный архитектурный ансамбль Демидовской площади именовали «Уголком Петербурга». В то время в Барнауле выросла целая плеяда талантливых механиков, изобретателей и ученых, среди которых: И.И. Ползунов – изобретатель первого в мире универсального теплового двигателя (паровой машины); В.В. Петров – будущий академик, открывший электрическую дугу; П.П. Аносов – основатель металлографии и создатель булатной стали и др.
С отменой крепостного права и развитием капитализма в России закончился первый цикл, мануфактурный период развития Барнаула, на смену которому пришел частнокапиталистический. По мере резкого спада выплавки драгметаллов началось становление и развитие частной, полукустарной промышленности (мукомольной, маслодельной, винокуренной, овчинно-шубной, валяльно-обувной и т.п.), основу которой составляла переработка собственного сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства. Ведущей отраслью стало лесопильное производство, начала процветать торговля.
С превращением Барнаула в центр хлеботорговли начало интенсивно развиваться пароходное сообщение – к 1892 г. по Оби курсировало уже 89 пароходов. Еще более резкий подъем экономики города обеспечило открытие с 1915 г. железнодорожного сообщения, превратившего Барнаул в важный транспортный узел, ставший преддверием в Кузбасс и Среднюю Азию. Возникли железнодорожные мастерские, были построены водопровод и электростанция. Прежний строгий ансамблевый подход к застройке Барнаула стал нарушаться, появилось многообразие стилей, причудливое переплетение эклектики и модерна.
Мировая война нарушила естественный эволюционный ход развития Барнаула. Стали недоступными иностранные рынки сбыта для алтайского хлеба, масла и продукции других отраслей, что вызвало их свертывание. Огромный материальный ущерб городскому хозяйству Барнаула принес опустошительный пожар, случившийся в мае 1917 г.; коммунальное хозяйство, экономика и транспорт города были почти полностью парализованы. Революция и последовавшая гражданская война довершили разрушение.
После революции начался третий, советский, социалистический цикл развития Барнаула. Справившись с разрухой, Алтай не остался на обочине развернувшейся в стране крупномасштабной индустриализации, а промышленность Барнаула, сохранившая в основе своей дореволюционную ориентацию, эволюционировала поступательно и достаточно устойчиво вплоть до начала Отечественной войны. При этом темпы роста были выше общесоюзных и республиканских, существенно выросла роль металлообработки, начали строиться хлебозаводы, существенной реорганизации подверглась традиционная маслосыродельная промышленность. Но в целом промышленность Барнаула и в советский период по-прежнему носила мелкотоварный характер. Единственным исключением стал запущенный в 1934 г. меланжевый комбинат – первый гигант текстильной промышленности Сибири, давший мощный толчок для развития швейной и трикотажной отраслей Барнаула.
С начала Отечественной войны начался четвертый военный цикл развития Барнаула, его превращение в город развитого машиностроения. За годы войны в нем были построены на базе эвакуированных 6 крупнейших машиностроительных предприятий (трансмаш, станкостроительный, котельный, мехпрессов, аппаратурно-механический, радиозавод). Для их строительства из г. Горького был перебазирован мощный строительный трест «Стройгаз» и создана мощная строительная база. Развертывание машиностроительного производства потребовало в большом количестве соответствующие инженерно-технические кадры. Для решения этой проблемы в Барнауле на базе эвакуированного Запорожского машиностроительного института в 1943 г. был организован Алтайский машиностроительный, который стал обеспечивать предприятия Барнаула своими выпускниками.
С окончанием войны начался пятый послевоенный цикл развития Барнаула. Начавшаяся в военные годы беспрецедентная индустриализация города продолжалась, хотя и менее интенсивно, и в послевоенный период. Приоритетной стала продукция производственно-технического и военного назначения (группы А). В краевом центре сформировались крупные отраслевые комплексы транспортного, энергетического машиностроения, станкостроения, приборостроения, радиоэлектроники и химических производств, а также ВПК в том виде, в котором он сохранился до последних лет. С развертыванием НТР головной научной организацией отрасли сельскохозяйственного машиностроения в стране стал созданный в 1956 г. в Барнауле «Научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (НИПТИМ), переименованный в 1967 г. в «Алтайский научно-исследовательский институт технологии и машиностроения» (АНИТИМ).
С началом либеральных реформ 1992 – 1998 гг. начался шестой постсоветский цикл развития, постсоциалистический его этап, связанный с крайне неблагоприятным ходом этих реформ, сопровождавшихся системным кризисом, принявшим затяжной и необратимый характер и вызвавшим резкое, а в отдельных случаях обвальное падение производства, показатели которого в крае превышали общероссийские в 1,5 раза. При этом в наиболее тяжелом положении оказалась промышленность Барнаула, в которой значительную долю занимала «оборонка», лишившаяся госзаказов, хлопчатобумажная промышленность, оказавшаяся без среднеазиатского сырья, и отрасли, обслуживающие сельское хозяйство, пришедшее в упадок.
Несмотря на резкий спад, промышленность Барнаула осталась основной бюджетообразующей отраслью города и края. При этом наиболее значимым и постоянно возрастающим стал вклад пищевой и мукомольно-крупяной отрасли, которая была ориентирована непосредственно на потребительский рынок и оказалась наиболее адаптированной в условиях перехода от плановой к нерегулируемой рыночной экономике. Машиностроение и металлообработка сохранили свое лидирующее положение, но их объемы существенно сократились и лидерство перестало быть устойчивым.
Основными направлениями реформирования промышленности Барнаула являются идея создания интегрированных производств конкурентоспособной продукции в наиболее перспективных отраслях промышленности, поддержка малых предприятий и бизнеса, активное привлечение инвестиций. Немаловажным фактором является и здоровый оптимизм, опирающийся на поучительные исторические параллели, когда находились выходы и из более тяжелых ситуаций. И такой оптимизм сам может сыграть роль активной движущей силы, но он должен быть подкреплен знанием объективных законов и закономерностей развития. Многое зависит от того, как общество и непосредственно промышленники Барнаула смогут использовать знание истории и закономерностей промышленного развития, направить преобразования в правильное русло и извлечь из этого полезные результаты.
С годами Барнаул становится красивее и моложе. Это мой город, это моя жизнь...
Глава администрации г. Барнаула В.Н. Колганов