ОЛЕГ ХОМУТОВ: 'ПРИОРИТЕТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ НА ЧЕЛОВЕКА'

. Опубликовано в Новости



Первый проректор профессор О.И. Хомутов - опытный администратор, знающий не только все тонкости вузовской работы, но и много лет принимающий самое активное участие в реформировании системы высшего образования по всем его направлениям.
Поскольку вся сознательная жизнь Олега Ивановича прошла в стенах университета, и здесь знают его, что называется, "с пеленок", нет ничего удивительного в том, что именно его кандидатуру многотысячный коллектив политехников выдвинул на должность ректора. Он действительно может стать не только достойным преемником лучших традиций вуза, но и способен значительно преумножить их, дать новый импульс в их развитии.
С профессором О.И. Хомутовым беседует главный редактор газеты "Алтайский политехник" Тамара Савалей.


 

Вхождение в профессию

- Олег Иванович, в 1968 году, когда Вы абитуриентом впервые переступили порог тогда еще политехнического института, профессия инженера была престижна и уважаема. Именно это определило Ваш выбор?

- Мои родители были людьми простыми. Мать и отец работали на станкостроительном заводе, и, конечно же, хотели для своего сына лучшей доли, поэтому внушали мне мысль о том, что в этой жизни рассчитывать надо только на самого себя, свои знания, если хочешь чего-то достичь. Поэтому отношение к учебе у меня всегда было осмысленным, так как я понимал, что только глубокие знания дадут мне возможность поступить в институт, получить специальность и достойную работу. В 9-10 классе стал задумываться над выбором института. Поскольку учился я всегда хорошо, то, естественно, были юношеские амбиции выбрать престижное учебное заведение.


В то время политехническим институтом руководил В.Г. Радченко, а я учился с его старшим сыном Сергеем. Василий Григорьевич частенько выступал перед учениками и их родителями, рассказывал об институте, его факультетах, специальностях, перспективах развития вуза и возможностях карьерного роста будущих студентов. Он был влюблен в свой институт, и его убежденность в том, что специальность инженера – самая лучшая, поневоле передавалась слушателям. И, конечно, он много говорил о специальности инженера-сварщика, так как сам посвятил ей свою жизнь.

Надо сказать, я очень благодарен Василию Григорьевичу за то, что именно он сыграл большую роль в выборе моей будущей специальности, специальности инженера. Правда, выбрал я не сварку, а энергетику и переориентировала меня мама еще одного моего одноклассника Саши Сошникова, ныне профессора кафедры электрификации. Она смотрела на вещи с чисто практической стороны, говоря: «Ребята, сварка – это прекрасно, но работа тяжелая, завязана на производство, цех, гарь, дым, а электрификация - специальность элитная, интеллектуальная. Идите-ка в энергетику!».

В 1968 году я закончил 40-ю школу с золотой медалью, и мы вместе с Сашей подали документы на специальность «Электроснабжение промышленных предприятий», Сережа Радченко поступил на сварку, чтобы продолжать дело отца. Ну, вот так, собственно говоря, я оказался в профессии.

О студенческих годах остались самые теплые воспоминания. В группе со мной учились замечательные ребята. Мы принимали активное участие в различных конкурсах, олимпиадах, занимались общественной работой ну и, конечно, серьезно относились к учебе. А летом начинался третий трудовой семестр, когда я и мои однокашники доказывали свою гражданскую состоятельность работой на стройках края. Кроме морального удовлетворения, конечно, было желание как-то поправить свое материальное положение. Большинство студентов жили бедновато, и лишний рубль для студента имел большое значение, в том числе и для меня.

образование в Чехии

О науке, аспирантах и кадровой политике

- Успешно осваивать специальность – это обязанность каждого студента, а вот занятие наукой – это уже призвание. Насколько я знаю, первые шаги в этом направлении были сделаны Вами еще на старших курсах.

- Да, где-то на 4 курсе я начал заниматься наукой под руководством профессора О.К. Никольского.
Мне было интересно наблюдать закономерности того или иного процесса, проводить эксперименты. Не думаю, что мои изыскания были уж настолько серьезны, тем не менее, они пробудили во мне желание знать больше. После окончания института мне предложили поработать на кафедре ассистентом. Вот сейчас, проработав в вузе более 30 лет, и пройдя все ступени карьерного роста, я очень хорошо понимаю, насколько тяжела, объемна и ответственна должность ассистента, которого, как правило, на кафедре нагружают по полной программе. А тогда уже одно то, что мне, вчерашнему студенту, доверили учить практически моих ровесников – вызывало чувство гордости. Сейчас уже не помню точно, но курсов 5-6 я преподавал.

Конечно, времени и сил осваивание новых дисциплин отнимало уйму, но мне эта работа нравилась, поэтому часами просиживал в библиотеке, подбирал необходимую литературу, разрабатывал курсы, искал что-то новенькое по той или иной дисциплине, старался заинтересовать своих студентов. Кроме того, меня избрали секретарем комитета комсомола факультета, моим заместителем работала Надежда Бразовская. Постепенно стал понимать, для того чтобы учить, надо самому учиться и поднимать планку своего профессионального роста, поэтому, когда Олег Константинович Никольский предложил мне поступить в очную целевую аспирантуру Челябинского агроинженерного университета к профессору Пястову Алексею Андреевичу, я долго не раздумывал. Заметьте, я специально сделал акцент на словах «целевая аспирантура». Сейчас, по сравнению с тем временем, в университете несоизмеримо выросло число аспирантов, а мы продолжаем говорить о том, что не хватает молодых преподавателей. И все потому, что защитившись, молодой кандидат наук не всегда остается в вузе, предпочитая более высокооплачиваемую работу за его пределами. В мое время этой вольницы не было, аспирант обязан был после окончания аспирантуры вернуться работать в вуз, давший ему направление на учебу. И это, на мой взгляд, справедливо.

Отучившись в аспирантуре, в 24 года я стал кандидатом технических наук, имея в своем багаже 40 научных публикаций, которые не только подтверждали мой статус ученого, но и говорили о том, что я с максимальной отдачей использовал отпущенное на учебу время. В связи с этим еще раз хочу подчеркнуть, что Василий Григорьевич Радченко (хотя он, наверное, и не подозревает об этом) сыграл в моем профессиональном росте существенную роль, за что я ему безмерно благодарен. Он никогда ни к чему не принуждал, но всегда говорил – хочешь работать в вузе – расти, своим личным примером показывая, чего можно достичь упорным трудом. Он всегда старался пробудить в человеке здоровые амбиции.


Кто не рискует, тот не пьет шампанское.

Окунувшись в привычную атмосферу вузовской деятельности, я стал думать, чем еще заняться, кроме преподавания. Диссертацию защитил, кандидатом стал, что дальше? В это время декан энергетического факультета В.Д. Михеев предложил мне поработать его заместителем, и четыре года мы сообща занимались факультетскими делами. Ну и продолжал заниматься наукой, более углубленно исследуя проблему надежности эксплуатации электрооборудования. Коллектив у нас сложился работоспособный, творческий. Мы занимались вакуумными технологиями, технологиями, связанными с диагностикой электрооборудования, было сделано достаточно много внедрений, публикаций, докладов на различного уровня научных конференциях. Одним словом, работа кипела. И где-то в 1989 году профессор Пястов А.А. предложил мне поступить в целевую очную докторантуру.

У меня на тот момент уже был серьезный задел для будущей диссертации, надо было немного напрячься и оформить результаты работы в научный труд. В то время я уже был женат, имел двоих детей, поэтому пришлось задуматься над тем, как содержать семью и учиться, тем не менее, все же решил рискнуть. Правда пришлось не только завершать диссертацию, но и одновременно работать. Договаривался со своим научным руководителем, на месяц уезжал в Барнаул, брал на своей кафедре почасовку и вел у студентов занятия, с тем, чтобы получать какие-то деньги и помогать семье. Вот так и мотался между Челябинском и Барнаулом. Через два года состоялась защита диссертации на тему «Система технических средств и мероприятий, повышающих эксплуатационную надежность электродвигателей в сельском хозяйстве».  В 38 лет я поднялся еще на одну ступеньку научного сообщества, став доктором.

- Олег Иванович, в ту пору Уральская научная школа имела мощный научный потенциал, материальную базу, и перспективы роста для ученого были на порядок выше, чем, скажем, в Барнауле. Вам, насколько мне известно, предлагали остаться работать в Челябинске, и чего это Вы вернулись в захолустный Барнаул?

- Поверьте, даже мысли такой не было. Барнаул для меня был всем: здесь я вырос, здесь были мои друзья, коллеги, семья. Без ложной скромности скажу – я патриот своего города, края, поэтому вернулся работать в родной вуз, и нисколько об этом не жалею.

Совершенно неожиданно Владимир Васильевич Евстигнеев предложил мне занять должность проректора по учебно-воспитательной работе. Были, конечно, сомнения: потяну, не потяну, опыта-то административной работы не было, но, с другой стороны, подумал - не боги горшки обжигают, должен справиться.


Проректорские будни
 
- Итак, Вы - проректор. С чего начали, чем занимались?

- Хороший вопрос для начинающего администратора. Чем пришлось заниматься на этом посту? Многим. Возьмем, к примеру, дополнительное образование, которое к тому времени было просто порушено. Порушено не ректоратом, системой. Раньше в нем все было четко и ясно: раз в пять лет преподаватель должен пройти стажировку, курсы повышения квалификации, и вдруг все в раз прекратилось. Как проректор я понимал, что без этого сложно будет достичь успеха в профессиональном росте педагогических кадров, поэтому понемногу стал возвращать все на круги своя. Курсы, стажировки в небольшом объеме, но проводили. С нуля начали Президентскую программу, работали по Морозовскому проекту. И мне очень повезло, что рядом оказались люди, на опыт которых можно было опереться – Тюняев Анатолий Васильевич, Родин Евгений Эммануилович, Бутыгин Виктор Борисович.
В Центр дополнительного образования пришли перспективные руководители Синицын В.А. и Шапошников Ю.А., появилась уверенность в успехе и завтрашнем дне.

Еще одна проблема, которую мне удалось решить, это сохранение вечернего и заочного факультетов. Борис Васильевич Семкин в свое время поговаривал о том, чтобы прикрыть эти формы обучения, аргументируя тем, что они себя изжили. Я же считал, что любой человек должен получать образование в оптимально удобной для него форме. Не каждый может позволить себе очное обучение. Поэтому, говоря словами того же Бориса Васильевича, каждый имеет право сформировать для себя собственную образовательную траекторию. Сейчас в университете существуют самые разнообразные формы обучения, рассчитанные на любой спрос и любые возможности.

За последние годы благодаря Владимиру Васильевичу и Семкину Борису Васильевичу открыто три новых факультета и немало востребованных рынком специальностей. Теперь вспомните, каким было наше издательство не так уж давно. Материалы печатались на машинке, методички тонюсенькие, по 16-18 страничек, сшивались вручную. Что мы видим сейчас? Прекрасное помещение с современным дизайном, новейшая полиграфическая и компьютерная техника, качественно новый уровень издательской продукции. Появились журналы «Ползуновский вестник» и «Ползуновский альманах», приложение к альманаху «Вестник АлтГТУ» российского уровня и значения, стали печатать монографии авторов. Это же здорово!
 
- Конечно, здорово, но все то, о чем Вы рассказывали, делалось не без участия людей. Что лично для них сделал проректор Хомутов? Давайте поговорим об одной из составляющих компонент успеха – социальной сфере.
 
- Если вести разговор о социальной составляющей моей работы, не могу не сказать о «Кроне», которая начинала свое становление с палаток на берегу Оби. Со временем появились домики, веранды, столовая. Несмотря на отсутствие комфорта, студенты, преподаватели и сотрудники с удовольствием отдыхали в этом живописнейшем уголке природы. Даже в советские времена, когда у многих была возможность поехать отдыхать на юг, к морю, многие отдавали предпочтение «Кроне». В период перестройки, когда и зарплаты-то платили не вовремя, финансирование лагеря было прекращено. Кое-кто даже поговаривал о том, чтобы лагерь продать. Меня как проректора эта ситуация очень напрягала. Ну, продадим, а людям-то где отдыхать? Зарплаты маленькие, о том, чтобы поехать куда – и речи нет. Хотелось лагерь не только сохранить, но и сделать его более комфортным для проживания и отдыха. Честно скажу, «Крона» стоила мне многих бессонных ночей, тем не менее, выход был найден, лагерь сохранили. Как преобразилась «Крона» сегодня – видели многие. Прекрасный административный корпус, новые домики, ресторан, столовая с современным дизайном, новая баня, бассейн. Деканы стали строить домики для своих сотрудников. Теперь это – учебно-производственный центр, на базе которого проводятся научные школы, семинары, слеты стройотрядов. Облюбовал нашу «Крону» городской Клуб самодеятельной песни, который все свои мероприятия проводит только в Бобровке. При желании любой коллектив университета может отметить там свои торжественные мероприятия, праздники, юбилеи.

Удалось сохранить иподдержать нашу здравницу – санаторий-профилакторий «Юность». Когда человек здоров, он способен горы свернуть, поэтому ректорат делает все возможное, чтобы студенты, преподаватели и сотрудники могли лечиться с минимальными затратами. Радуют глаз и наши столовые. Помните серое, унылое здание Студенческого кафе или непрезентабельные помещения столовых внутри университета? Сейчас все по-другому. Современный дизайн, яркие краски, опрятный, в фирменной одежде обслуживающий персонал притягивают посетителей общепита. Более того, в столовой «Пора покушать» второй этаж отдан под учебную базу факультету пищевых производств и факультету сервиса и туризма. Работа была проделана колоссальная, а ведь можно было просто побелить, покрасить и все! Но, понимаете, не та у меня натура, хочется сделать так, чтобы человеку везде было комфортно. Нравится, когда много эстетики и культуры, внешний антураж ведь тоже работает на воспитание вкуса.


О комфорте, уюте и рабочем настроении
 
- Олег Иванович, благодаря вашим стараниям здорово изменился и сам университет, его аудитории, служебные кабинеты, коридоры и холлы. В вуз приятно войти, сотрудникам комфортно на рабочих местах, студентам и преподавателям – в лекционных аудиториях. Тем не менее, кое-кто поговаривает, что Хомутову некуда деньги девать. Вам оно надо?

- Здесь все очень просто. Человек большую часть своей жизни проводит на работе. Представьте себе унылый кабинет, обшарпаную мебель, разбитый графин на столе. Может сотрудник в такой обстановке плодотворно работать? Нет! Рабочее место должно создавать хорошее настроение, радовать комфортом и уютом, что непременно скажется на производительности труда. Это давно уже доказано учеными. И мне хочется каждого своего сотрудника видеть работоспособным, в хорошем, добром настроении. Заняв должность первого проректора, я передал свое детище в надежные руки профессора Синицына. Считаю свой выбор очень удачным, так как Владимир Александрович решает все вопросы профессионально, увлеченно и со знанием дела.


Из института - в университет. Живется ли нам легче?
 
- Вы - правая рука ректора. Наверное, многие вопросы приходится решать сообща. Что, на ваш взгляд, в прошедшие годы было самым трудоемким?

- Когда встал вопрос о том, чтобы нам трансформироваться из института в университет, ректор предложил мне вместе с ним заниматься реализацией этого проекта. Ездили в командировки, готовили документацию, доказывали разным комиссиям обоснованность этого перерождения. Если учесть, что АПИ проходил эту процедуру в первой десятке вузов страны, то представьте себе, какой титанический труд был вложен ректоратом в новый статус учебного заведения. Университетом стали, что, естественно, повлекло за собой поднятие планки в развитии вуза, в образовании и науке. Каждый год министерство образования считает рейтинг вузов по огромному количеству параметров. Последние годы наш университет стабильно находится в промежутке с 30 по 40 место среди технических и технологических вузов страны. И если учесть, что их общее количество 600 - это совсем неплохо. Мы успешно прошли две комплексные проверки Федерального агентства по образованию, связанные с аккредитацией и аттестацией. Первая была пять лет назад, вторая – в апреле прошлого года. Координацию последней проверки по поручению Владимира Васильевича осуществлял я. Была проведена огромная подготовительная работа, и вуз достойно смотрелся.
 
-Олег Иванович, если сравнить дела минувших дней и сегодняшние, на ваш взгляд, университету живется легче? Ведь мы сейчас сами зарабатываем деньги, принимая студентов на платное обучение, выигрываем гранты, участвуем в различных конкурсах и программах, которые тоже приносят определенный доход.
 
- Что интересно. Раньше вуз материально жил гораздо скромнее, но у нас в лабораториях было все необходимое оборудование. Кроме того, были налажены прочные связи с заводами. Студенты могли проходить практику на современном заводском оборудовании, осваивать передовые технологии, нарабатывать практические знания. В одночасье рухнуло все: заводы встали, переоснащение производства прекратилось, рабочие места стали катастрофически сокращаться, до студентов ли тут? Заключить договора о сотрудничестве в области научных исследований вообще стало проблематичным. Сейчас вроде бы и денег в вузе стало больше, и факультет имеет возможность зарабатывать сам, но непомерные цены на оборудование лишают возможности что-либо приобретать и оснащать лаборатории всем необходимым для учебного процесса. А студентов учить надо и не на плакатах, а на современных лабораторных комплексах. Приходится думать, искать выход из сложившейся ситуации, привлекать дополнительные средства.


Главный приоритет - человек

- Грядут выборы ректора, Вы в числе кандидатов, претендующих на эту должность. Какие приоритеты выберете, если коллектив окажет Вам доверие?

- Я просмотрел много программ ректоров, которые избирались на очередной срок или переизбирались. Схема примерно у всех одинакова. Оценивают состояние вуза, затем определяют его миссию, стратегические задачи. Далее идет стратегия в области образования, науки и где-то там, на третьем месте, – стратегия в области социального развития. Я уверен, стратегий можно разрабатывать сколько угодно, но если человек не получает достойную заработную плату, все эти планы могут стать профанацией.

Конечно, для вуза образование и наука – основа его деятельности, но она должна быть поддержана серьезными социальными программами. Поэтому, если ты – ректор, проректор, думай, как осуществить социальную защищенность сотрудников. Создай нормальные стартовые условия для работы, дай возможность человеку реализоваться и заработать, а тогда и результаты спрашивай. Одним словом, все приоритеты должны быть отданы человеку, а за остальным дело не станет.

- Кроме административной работы Вы успешно занимаетесь наукой, учите студентов, осуществляете научное руководство аспирантами и докторантами. Под вашей эгидой успешно защитили диссертации и стали докторами наук трое преподавателей, восемь аспирантов защитили кандидатские диссертации. Еще и монографии успеваете писать. Олег Иванович, а какое качество Вам импонирует в руководителе?

- Умение держать слово. Обещал – делай. Обещай, когда есть возможность выполнить просьбу. Нет - лучше не обещай, люди больше уважать будут.

- Как я поняла, свободного времени у проректора Хомутова не так уж много. А если оно выдается, чем предпочитаете заниматься?

- По возможности стараюсь вместе с семьей выехать на природу. Очень люблю горнолыжный спорт, неплохо катаюсь, поэтому при первой возможности еду в Белокуриху. Как большинству мужчин мне нравится управлять автомобилем. Нахожу время почитать периодику и художественную литературу, люблю Акунина.

- И пару слов в завершение нашей беседы о планах.

- Сделать для вуза максимально больше полезных дел. Продолжить то, что делал на посту первого проректора. Я – патриот университета, здесь прошло мое становление как человека и как специалиста, руководителя. Вся сознательная жизнь – это политех, здесь и буду работать, в любом качестве.

 

 




В последние месяцы на Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова было вылито слишком много грязи. Связано это был в первую очередь с тем, что в университете якобы имеются грубейшие финансовые нарушения. Одна из "бульварных газет" приписывала все якобы имеющиеся финансовые злоупотребления лично первому проректору О.И. Хомутову. В этой связи, газета "Алтайский политехник" приводит два официальных документа, посредством которых ставится одна жирная точка сразу на всех "произведениях" горе писателей-фантастов, а так же на перспективах некоторых "эффективных управленцев" стать у руля науки и образования в нашем регионе. Ведь то, к чему приводит такая "рулежка", все мы до сих пор вспоминаем с содроганием, глядя на то, что осталось от некогда сильной экономики Алтайского края.




Руководителю территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае Климову В.И.

Уважаемый Владимир Иванович!
В период С 7.09.2005 г. по 18.11.2005 г. возглавляемым Вами территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае была проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности нашего университета.
По результатам проверки ревизорами был подготовлен Акт (от 23.11.2005г.), в соответствии с которым руководство университета в установленном порядке приняло необходимые меры по устранению отмеченных в нем замечаний (прилагается).
В период с 12.01.06г. по 31.01.06г. Вашим территориальным управлением была осуществлена документальная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности АлтГТУ.
По результатам этой проверки был подготовлен Акт (от 31.01. 2006г.), в соответствии с которым также были приняты меры по устранению сделанных замечаний, о чем письменно поставлено в известность руководство Федерального агентства по образованию РФ и территориального управления (прилагается).
Результаты этих проверок (Акты ревизии), как мне стало известно, явились основанием для отказа в согласовании моей кандидатуры на должность ректора АлтГТУ Аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (прилагается).
Такие действия Аттестационной комиссии считаю безосновательными. Они лишают меня возможности участвовать в выборах ректора на альтернативной основе как кандидата, выдвинутого на эту должность большинством коллектива и ученого совета университета, поддержанного Советом ректоров вузов Алтайского края и республики Алтай, а также Администрацией Алтайского края.
В связи с этим прошу Вас, уважаемый Владимир Иванович, соотнести уровень нарушений, отмеченных в Актах, с выводами Аттестационной комиссии и определить, меру моей личной ответственности за финансово-хозяйственную деятельность всего университета, которая, по мнению Аттестационной комиссии, отражена в указанных выше Актах и послужила причиной отказа мне участвовать в выборах ректора в качестве одного из кандидатов.







Первому проректору ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» О.И. Хомутову

О ПРОВЕРКАХ, ПРОВЕДЕННЫХ В ГОУ ВПО АЛТГТУ

Уважаемый Олег Иванович!
Сообщаем, что территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае в ходе проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности ГОУ ВПО АлтГТУ выявлены отдельные нарушения финансовой дисциплины, отраженные в актах проверок от 23.11.2005г. и от 31.01.2006г.
Указанные нарушения не являлись опасными для общества и государства, влекущими административную или уголовную ответственность виновных должностных лиц.
Нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
Руководство АлтГТУ приняло исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, большинство из нарушений устранено непосредственно в ходе проверок. Кроме того, должностные лица АлтГТУ, виновные в нарушении финансовой дисциплины, привлечены приказом ректора АлтГТУ к дисциплинарной ответственности.
Личной вины проректора АлтГТУ Хомутова О.И. в установленных нарушениях не усматривается.

 

В. Климов Руководитель управления Государственный советник РФ 3 класса

 

 


 

 



Тамара Савалей, "Алтайский политехник"

 

 

 

 

 

 


Первый проректор, доктор технических наук, профессор О.И. Хомутов